Занятие "Русская матрешка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Знакомство детей с народной игрушкой - Матрешкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

для детей старшей группы (5-6 лет)

Тема : «Русская матрёшка»

(художественно-эстетическое развитие)                                                               

Цель: Формировать творческие способности детей  посредством приобщения к изобразительному искусству.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с историей матрёшки.,

-совершенствовать технику рисования гуашью;

-учить рисовать  аккуратно, используя различного вида  кисти.

Развивающие:
-развивать познавательный  интерес детей к народному творчеству;
-развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

Воспитательные:
- воспитывать любовь к искусству.

Материал и оборудование:

Игрушки - Матрешки, бумажные заготовки – матрешки, гуашь, кисти на каждого ребенка, мультимедийная установка.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, системно - деятельностный.

Предварительная работа: беседы: «Мой дом Россия», экскурсии по с. Акатьево, рассматривание книг, альбомов, рассматривание узоров (хохлома, гжель, городец) 

Планируемые результаты: 

Дети:

-имеет  представление о русском народном творчестве;

-имеет  представление

-умеет пользоваться красками и  кистью.

Педагог:

-пополнение своего педагогического арсенала знаниями о возможностях и условиях применения системно - деятельностного  подхода в образовании дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов.

Ход:

1.Организационный этап

Воспитатель: Давайте мы поздороваемся  и со всем, что нас окружает.

Здравствуйте, люди! (руки к людям)

Здравствуй, небо (руки вверх)

Здравствуй, земля (приседают)

Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)

2. Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … .

(Ответы детей - матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (20,30, 100)

Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей, хоровые и индивидуальные (2-3).

Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.

Из чего делают матрешку? (Ответы детей, хоровые и индивидуальные (2-3) из дерева).

3.Поисковый этап

Презентация «Русская матрешка»

Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята, послушайте  стихотворение о матрешке.

Восемь кукол деревянных, (воспитатель показывает ,как устроена матрешка)
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти .
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
- Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы восемь.

Воспитатель: Молодцы. Матрешек расписывали во многих селах  и поэтому они называются по  имени того села, где сделаны - матрешки: Семеновская, Загорская, Полхов- Майдан.

Семёновская матрёшка
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет, посмотрите (ответы детей хоровые и индивидуальные (2-3) ,жёлтый, зелёный, малиновый).

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в  сарафанах,   кофточка на них с вышивкой, на голове (ответы детей: платок.

Воспитатель: А поверх сарафан (ответы детей хоровые и индивидуальные (2-3), фартук).

Воспитатель: Эта матрешка хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды. В руках у нее….(ответы детей: хоровые и индивидуальные (2-3), корзинка с грибами или ягодами).

Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук

4.Практический этап

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня  побыть мастерами по росписи матрешек, а     расписывать   мы с вами будем матрешек Семеновской росписи.                                                                                                                                                                           

Прежде, чем рисовать,

Нужно пальчики размять.

Пальчиковая игра «Пальчики»

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки (разной величины) для раскрашивания матрёшки. Во время работы звучит музыка, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на заготовку, определить цвета, которые будут использовать. В процессе работы воспитатель оказывает помощь детям в выборе материала, контролирует затрудняющихся детей. Готовые работы дети приносят на выставку.

5.Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте полюбуемся  на наших матрешек , поставим их по росту и определим сколько здесь мам и дочек. Вы – настоящие мастера! Молодцы! Мне очень нравятся ваши работы. Вам понравилось расписывать матрешек? (ответы детей).Каких матрешек вам бы хотелось расписывать в следующий раз?(ответы детей, хоровые и индивидуальные (2-3 ответа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...