Учебно-методическая разработка «Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога. Изобразительная деятельность эмоциональна, т.к. выполняется с помощью ярких красок, цветов и материалов. Поэтому и располагает большими возможностями в обогащении познаваемого ребенком мира и в дальнейшем его воспроизведении через работу.
Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности.
Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и реализации творческих замыслов у детей очень актуальна. А исходным требованием к предметно-развивающей среде стало обеспечение условий для развития творческой деятельности воспитанников подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
_________________________________________________________________
Учебно-методическая разработка
«Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»
Автор:
воспитатель подготовительной группы
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Вареник Светлана Викторовна
г. Санкт-Петербург
2020 г.
Введение
Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога. Изобразительная деятельность эмоциональна, т.к. выполняется с помощью ярких красок, цветов и материалов. Поэтому и располагает большими возможностями в обогащении познаваемого ребенком мира и в дальнейшем его воспроизведении через работу.
Ребенок дошкольного возраста не создает произведений искусства, но любое его творчество неразрывно связанно с познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением, воображением) и практической деятельностью. Чем богаче и разнообразнее будет познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее может быть и продуктивная деятельность и создаваемые им изображения и творения и реализация его творческого замысла в целом.
Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности.
Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и реализации творческих замыслов у детей очень актуальна. А исходным требованием к предметно-развивающей среде стало обеспечение условий для развития творческой деятельности воспитанников подготовительной группы.
Таким образом, у педагога возникает сложная проблема – создать ребенку такую предметно-пространственную среду, которая способствовала бы проявлению его творческих замыслов в конечных продуктах изобразительной деятельности.
Предварительная работа
В предшествующую работу вошли следующие формы и методы работы с детьми:
- Чтение литературных произведений:
- Русские народные сказки;
- Авторские сказки: П.П. Ершов «Конек - горбунок»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Р. Аксаков «Аленький цветочек»; Ш. Перро «Золушка», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» и др.;
- Прослушивание музыкальных произведений:
- П.И. Чайковский, танец феи Драже (из балета «Щелкунчик»);
- Прослушиваниие и просмотр аудио и видео произведений со сказочным и волшебным содержанием;
- Отгадывание загадок «Про всё на свете»;
- Рассматривание сюжетных картин, картинок и слайдов презентации со сказочными персонажами.
- Творческие задания «Если было бы наоборот, то…», «Давай пофантазируем и изобразим, что»;
- Обсуждения проблемных ситуаций по типу «Что случится, если…»;
- Создание творческих работ и тематических выставок по любимым сказкам и последующий анализ;
- Создание книжек-самоделок и книжек-малышек;
- Прослушивание и разучивание детских песенок о сказочных героях;
- Разыгрывание театральных представлений по знакомым сказкам с использованием кукольного, настольного, пальчикового театров и фланелеграфа.
- Игры, объединённые лозунгом «Волшебная страна»:
- Дидактических игры: «Разрезные картинки», «Залатай коврик», «Дорисуй узор»;
- Словесных игры: «Прогулка в картинках», «Путешествие в сказку», «Волшебные превращения», «Укрась слово», «Путаница», «Фантазеры», «Представь будто…»;
- Игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Настроение цвета», «Цветовушка» (красочный отпечаток);
17. Проведение блока занятий по развитию детского творчества, объединённых названием «Волшебная страна»:
- «Волшебная страна» (рисование и аппликация),
- «Мой любимый сказочный герой» (рисование, лепка и аппликация);
- «Сказка в гости к нам идет» (рисование и аппликация).
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная
НОД: Аппликация (коллективная)
Тема: «Этот волшебный, волшебный лес…»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие, физическое развитие
Цель: продолжать учить детей анализировать разнообразные жизненные ситуации и поступки, происходящие в окружающей жизни и знакомые ребенку, уметь отражать это в своих работах по изобразительной деятельности.
Образовательные задачи: продолжать учить составлять сюжетную аппликацию, располагать сюжетное изображение в центре листа, использовать различные приёмы и средства выразительности для воплощения и реализации своего творческого замысла.
Развивающие задачи: закрепить в понимании детей образы, противоположные друг другу(«добрый» и «злой»; «хороший» и «плохой», «светлый» и «тёмный»), уметь воспроизводить их отличительные особенности в своих движениях, мимике и жестах;
Воспитательные задачи: воспитывать желание создавать красочные образы на бумаге, проявляя творчество и фантазию в своей работе.
Словарная работа: волшебница, осень, спокойная, лирическая, грустная, веселая, радостная, лепестки.
Наглядный материал: дерево, нарисованное на ватмане, 2 мелодии противоположного звучания (веселая и грустная), презентация со слайдами «Волшебный лес» в различные времена года.
Раздаточный материал: цветные карточки на каждого ребенка, трафареты, простые карандаши, ножницы, клей, листы цветной бумаги и картона, клей
Предварительная работа: проведение этических бесед и мероприятий учебно-методического комплекса.
Содержание организованной образовательной деятельности:
- Мотивационно - побудительный этап.
Дети заходят в группу и располагаются на ковре с воспитателем.
- Ребята, вы любите слушать сказки? А почему они так вам нравятся? (ответы и предположения детей).
- Мы с вами очень много сказок и историй знаем, но сегодня я вам расскажу еще одну очень интересную. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в её распоряжении был волшебный лес, где постоянно происходили какие то чудеса. Посмотрите на экран и увидите, насколько прекрасен этот лес во все времена года (показ слайдов).
- В этом волшебном лесу выросло необыкновенное – заколдованное дерево. Весной и летом, когда дерево цвело, оно покрывалось различными цветами и листьями. Вот послушайте сейчас музыку, и постарайтесь определить, какие это были цветы и листья (звучит спокойная, лирическая мелодия).
- Какая музыка? (красивая, добрая, тёплая, ласковая)
- А какие цветы будут расти на волшебном дереве, если звучит такая красивая мелодия? (ответы и предположения детей).
– А теперь покажите мне цвет листочка, который хочется вам взять, когда вы слышите такую музыку? (дети показывают цвета).
- А почему вы выбрали и показали такие красивые, тёплые и яркие цвета? (ответы и предположения детей).
- На этой половине дерева листья вырастали красивые.
- По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками и движением тела (плавное покачивание рук из стороны в сторону, лёгкое кружение вокруг себя).
- А покажите, как цветочки и листочки смотрели друг на друга во время этого танца (с улыбкой, по-дружески, радостно, весело).
- Молодцы, вы правильно все сделали и показали. Но на другой стороне заколдованного дерева росли другие листья и цветы. Послушайте музыку и постарайтесь передать мимикой и движениями, какие они? (звучит грустная мелодия).
- А теперь выберите цветовую карточку и покажите, какого цвета был наряд у этих листьев (показ карточек тёмных цветов).
- А улыбаться и танцевать вам под такую мелодию хочется?
II. Организационно-поисковый этап.
- А теперь снова посмотрите на экран и на это волшебное дерево без листвы и цветов. Оно выглядит совсем как обыкновенное, но это не так. Оно осталось заколдованным – ведь около него случаются чудеса: все кто проходили и касались светлой стороны дерева – улыбались и радовались, а кто касался темной стороны – грустили и печалились. Но каждый раз, когда наступала осень и облетала листва с дерева, определить светлую и темную стороны было очень трудно. Вот и сейчас у нас середина осени и многие деревья стоят без листвы.
- А как мы можем показать, что дерево заколдовано? - Можно ли предупредить всех о том, что у него есть грустная и радостная сторона? (дети перечисляют свои варианты).
- А давайте посадим различные по цвету цветы около разных сторон нашего дерева, тогда люди узнают, к какой стороне можно подходить и прикасаться, а к какой нельзя.
- Это будет просто чудесно, только надо теперь подумать, как это лучше сделать, и притворить в жизнь наш замечательный план.
- Посмотрите, пожалуйста на мою схему, как можно сделать цветок. Чтобы сделать его «радостным», нужно взять бумагу любого яркого цвета и выбрать любой понравившийся трафарет. Потом обводим лепестки по трафарету и вырезаем красивые лепестки. Не забываем про то, что нужно вырезать ещё и круглую серединку из квадрата яркого цвета. Готовый цветок можно украсить дополнительным украшением, если кто захочет. По этому же алгоритму делаем «грустный» цветок, только используем для этого темные и неяркие цвета для лепестков. Хоть цветок будет невеселый, но серединка у него тоже есть – ее сделать можно таким же способом. Готовые цветы приносим к нашему дереву на выставку и наклеиваем самостоятельно, только помним про стороны.
- Ребята, наши лепестки от цветов сейчас перемешались и запутались. Им срочно нужна наша помощь. Каждому из вас следует сделать один цветок темный и один светлый с серединками.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя. Дети под спокойную музыку выполняют аппликацию и создают два листка противоположных оттенков для волшебного дерева.
Воспитатель вместе с детьми, быстро закончившими работать, подходит к волшебному дереву и наклеивают цветы под деревом.
III. Рефлексивно – корригирующий этап.
- Посмотрите, как преобразилось наше дерево, какие у него светлые и темные стороны получились. Наша совместная работа имеет результат, – теперь все, кто будет проходить мимо этого заколдованного дерева, смогут увидеть и понять, какая сторона что означает.
– Ребята, давайте подумаем, где мы повесим наше сказочное дерево? Где это лучше всего нам сделать? (Ответы и предположения детей)
- Правильно – надо повесить его на самом видном месте. Чтобы все, кто заходит в нашу группу – смотрели и радовались и никогда не огорчались.
- Вот и мы волшебницу из леса порадовали и как настоящие маленькие волшебники сделали доброе дело и украсили дерево, чтобы помочь другим людям. Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182363-1358504488.jpg)
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-662046-1444118418.jpg)
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью
Учебно-методическая разработка направлена на создание условий и оснащение предметно-развивающей среды для организации художественно-эстетического процесса и развития творческой деятельности у де...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/12/picture-906761-1644664371.jpg)
Развитие творческой активности детей подготовительной группы в процессе восприятия (слушания) музыки
Активность ребенка является необходимым условием его развития, закладывая фундамент творческого потенциала. Расположенность к творчеству формируется в дошкольном возрасте и является высшим прояв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1331674-1619676937.jpg)
Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/12/picture-872739-1652347976.jpg)
Методическая разработка по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-1410349-1654380082.jpg)
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...