Учебно-методическая разработка «Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Вареник Светлана Викторовна

Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога.  Изобразительная деятельность  эмоциональна, т.к. выполняется с помощью ярких красок, цветов и материалов. Поэтому и  располагает большими возможностями в обогащении познаваемого ребенком мира и в дальнейшем его воспроизведении через работу.

Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности. 

Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и реализации творческих замыслов у детей очень актуальна. А  исходным требованием к предметно-развивающей среде стало обеспечение условий для развития творческой деятельности воспитанников подготовительной группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskaya_razrabotka_varenik_s.v.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50  

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

_________________________________________________________________

Учебно-методическая разработка

«Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»

Автор:

воспитатель подготовительной группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Вареник Светлана Викторовна

г. Санкт-Петербург

2020 г.

Введение

Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога.  Изобразительная деятельность  эмоциональна, т.к. выполняется с помощью ярких красок, цветов и материалов. Поэтому и  располагает большими возможностями в обогащении познаваемого ребенком мира и в дальнейшем его воспроизведении через работу.

Ребенок дошкольного возраста не создает произведений искусства, но любое его творчество неразрывно связанно с познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением, воображением) и практической деятельностью. Чем богаче и разнообразнее будет познавательная деятельность  ребенка, тем богаче и разнообразнее может быть и продуктивная деятельность и создаваемые им изображения и творения и реализация его творческого замысла в целом.

Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности.  

Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и реализации творческих замыслов у детей очень актуальна. А  исходным требованием к предметно-развивающей среде стало обеспечение условий для развития творческой деятельности воспитанников подготовительной группы.

Таким образом, у педагога возникает сложная проблема – создать ребенку такую предметно-пространственную среду, которая способствовала бы проявлению его творческих замыслов в конечных продуктах изобразительной деятельности.

Предварительная работа

В предшествующую работу вошли следующие формы и методы работы с детьми:

  1. Чтение литературных произведений:

- Русские народные сказки;

- Авторские  сказки: П.П. Ершов «Конек - горбунок»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Р. Аксаков «Аленький цветочек»; Ш. Перро «Золушка», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» и др.;

  1. Прослушивание музыкальных произведений:

- П.И. Чайковский, танец феи Драже (из балета «Щелкунчик»);

  1. Прослушиваниие и просмотр аудио и видео произведений  со сказочным и волшебным содержанием;
  2. Отгадывание загадок «Про всё на свете»;
  3. Рассматривание сюжетных картин, картинок  и слайдов презентации со сказочными персонажами.
  4. Творческие задания «Если было бы наоборот, то…», «Давай пофантазируем и изобразим, что»;
  5. Обсуждения проблемных ситуаций по типу «Что случится, если…»;
  6. Создание творческих работ и тематических выставок по любимым сказкам и последующий анализ;
  7. Создание книжек-самоделок и книжек-малышек;
  8. Прослушивание и разучивание детских песенок о сказочных героях;
  9. Разыгрывание театральных представлений по знакомым сказкам с использованием кукольного, настольного, пальчикового театров и фланелеграфа.
  10. Игры, объединённые лозунгом «Волшебная страна»:

- Дидактических игры: «Разрезные картинки», «Залатай коврик», «Дорисуй узор»;

- Словесных игры: «Прогулка в картинках», «Путешествие в сказку», «Волшебные превращения», «Укрась слово», «Путаница», «Фантазеры», «Представь будто…»;

- Игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Настроение цвета», «Цветовушка» (красочный отпечаток);

17. Проведение блока занятий по развитию детского творчества, объединённых названием «Волшебная страна»:

- «Волшебная страна» (рисование и аппликация),

- «Мой любимый сказочный герой» (рисование, лепка и аппликация);

- «Сказка в гости к нам идет» (рисование и аппликация).

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: подготовительная

НОД: Аппликация (коллективная)

Тема: «Этот волшебный, волшебный лес…»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие, физическое развитие

Цель:  продолжать учить детей анализировать разнообразные жизненные ситуации и поступки, происходящие в окружающей жизни и знакомые ребенку, уметь отражать это в своих работах по изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:  продолжать учить составлять сюжетную аппликацию, располагать сюжетное изображение в центре листа, использовать различные приёмы и средства выразительности для воплощения и реализации своего творческого замысла.        

Развивающие задачи: закрепить в понимании детей образы, противоположные друг другу(«добрый» и «злой»; «хороший» и «плохой», «светлый» и «тёмный»), уметь воспроизводить их отличительные особенности в своих движениях, мимике и жестах;

Воспитательные задачи: воспитывать желание создавать красочные образы на бумаге, проявляя творчество и фантазию в своей работе.

Словарная работа: волшебница, осень, спокойная, лирическая, грустная, веселая, радостная, лепестки.

Наглядный материал: дерево, нарисованное на ватмане, 2 мелодии противоположного звучания (веселая и грустная), презентация со слайдами «Волшебный лес» в различные времена года.

Раздаточный материал:  цветные карточки на каждого ребенка, трафареты, простые карандаши, ножницы, клей, листы цветной бумаги и картона, клей

Предварительная работа: проведение этических бесед и мероприятий учебно-методического комплекса.

Содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Мотивационно - побудительный этап.

Дети заходят в группу и располагаются на ковре с воспитателем.

- Ребята, вы любите слушать сказки? А почему они так вам нравятся? (ответы и предположения детей).

- Мы  с вами очень много сказок и историй знаем, но сегодня я вам расскажу еще одну очень интересную. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в её распоряжении был волшебный лес, где постоянно происходили какие то чудеса. Посмотрите на экран и увидите, насколько прекрасен этот лес во все времена года (показ слайдов).

- В этом волшебном лесу выросло необыкновенное – заколдованное дерево. Весной и летом,  когда дерево цвело, оно покрывалось различными цветами и листьями. Вот послушайте сейчас музыку, и постарайтесь определить, какие это были цветы и листья (звучит спокойная, лирическая мелодия).

- Какая музыка? (красивая, добрая, тёплая, ласковая)

- А какие цветы будут расти на волшебном дереве, если звучит такая красивая мелодия? (ответы и предположения детей).

 – А теперь покажите мне цвет листочка, который хочется вам взять, когда вы слышите такую музыку? (дети показывают цвета).

- А почему вы выбрали и показали такие красивые, тёплые и яркие цвета? (ответы и предположения детей).

- На этой половине дерева листья вырастали красивые.

 - По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками и движением тела (плавное покачивание рук из стороны в сторону, лёгкое кружение вокруг себя).

- А покажите, как цветочки и листочки смотрели друг на друга во время этого танца (с улыбкой, по-дружески, радостно, весело).

- Молодцы, вы правильно все сделали и показали. Но на другой стороне заколдованного дерева росли другие листья и цветы. Послушайте музыку и постарайтесь передать мимикой и движениями, какие они? (звучит грустная  мелодия).

- А теперь выберите цветовую карточку и покажите, какого цвета был наряд у этих листьев (показ карточек тёмных цветов).

- А улыбаться и танцевать  вам под такую мелодию хочется?

II.        Организационно-поисковый этап.

- А теперь снова посмотрите на экран и на это волшебное дерево без листвы и цветов. Оно выглядит совсем как обыкновенное, но это не так. Оно осталось заколдованным – ведь около него случаются чудеса: все кто проходили и касались светлой стороны дерева – улыбались и радовались, а кто касался темной стороны – грустили и печалились. Но каждый раз, когда наступала осень и облетала листва с дерева, определить светлую и темную стороны было очень трудно. Вот и сейчас у нас середина осени и многие деревья стоят без листвы.

- А как мы можем показать, что дерево заколдовано?  - Можно ли  предупредить всех о том, что у него есть грустная и радостная сторона? (дети перечисляют  свои варианты).

- А давайте посадим различные по цвету цветы около разных сторон нашего дерева, тогда люди узнают, к какой стороне можно подходить и прикасаться, а к какой нельзя.

- Это будет просто чудесно, только надо теперь подумать, как это лучше сделать, и притворить в жизнь наш замечательный план.

- Посмотрите, пожалуйста на мою схему, как можно сделать цветок. Чтобы сделать его «радостным», нужно взять бумагу любого яркого цвета и выбрать любой понравившийся трафарет. Потом обводим лепестки по трафарету и вырезаем красивые лепестки. Не забываем про то, что  нужно вырезать ещё и круглую серединку из квадрата яркого цвета. Готовый цветок можно украсить дополнительным украшением, если кто захочет. По этому же алгоритму делаем  «грустный» цветок, только используем для этого темные и неяркие цвета для лепестков. Хоть цветок будет невеселый, но серединка у него тоже есть – ее сделать можно таким же способом. Готовые цветы приносим к нашему дереву на выставку и наклеиваем самостоятельно, только помним про стороны.

- Ребята, наши лепестки от цветов сейчас перемешались и запутались. Им срочно нужна наша помощь. Каждому  из вас следует сделать один цветок темный и один светлый с серединками.

 Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя. Дети под спокойную музыку выполняют аппликацию и создают два листка противоположных оттенков для волшебного дерева.

Воспитатель вместе с детьми, быстро закончившими работать, подходит к волшебному дереву и наклеивают цветы под деревом.

III. Рефлексивно – корригирующий этап.

- Посмотрите, как преобразилось наше дерево, какие у него светлые и темные стороны получились. Наша совместная работа имеет результат, – теперь все, кто будет проходить мимо этого заколдованного дерева, смогут увидеть и понять, какая сторона что означает.

– Ребята, давайте подумаем, где мы повесим наше сказочное дерево? Где это лучше всего нам сделать? (Ответы и предположения детей)

- Правильно – надо повесить его на самом видном месте. Чтобы все, кто заходит в нашу группу – смотрели и радовались и никогда не огорчались.

- Вот и мы волшебницу из леса порадовали и как настоящие маленькие волшебники сделали доброе дело и украсили дерево, чтобы помочь другим людям. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью

Учебно-методическая разработка направлена на создание условий и оснащение предметно-развивающей среды для организации художественно-эстетического процесса и  развития творческой деятельности у де...

Развитие творческой активности детей подготовительной группы в процессе восприятия (слушания) музыки

Активность ребенка является необходимым условием его развития, закладывая фундамент творческого потенциала. Расположенность к творчеству формируется в дошкольном возрасте и  является высшим прояв...

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная     деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...