Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества".
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Нетрадиционные техники в аппликации, благодаря разнообразию материалов стимулируют их обследование и следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей, способствуют развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
"Центр развития ребёнка" детский сад № 58
Опыт работы по теме:
"Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
через нетрадиционные техники художественного творчества".
Воспитатель
1 квалификационной категории
Синеок Светлана Анатольевна
Озерский городской округ
Содержание
Введение.......................................................................................................................... 3
I. Теоретическое обоснование развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества
1.1 Особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста........................................................................................................................... 6
1.2 Нетрадиционные техники в аппликации................................................................ 12
II. Практическая часть
2.1 Описание и анализ работы...................................................................................... 16
2.2 Заключение............................................................................................................... 20
Литература.................................................................................................................... 21
Приложение................................................................................................................. 22
Введение
Многие специалисты и педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Художественное творчество чрезвычайно близко природе ребёнка, отражает его интересы, мысли, чувства, позволяет ему самовыразиться, а так же способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию.
Одним из привлекательных и относительно мало изученных видов художественного творчества является аппликация. Занятия аппликацией имеют большое значение для развития ребёнка.
Нетрадиционные техники в аппликации, благодаря разнообразию материалов стимулируют их обследование и следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей, способствуют развитию мелкой моторики.
3
Исходя из актуальности, мы определили тему нашей углублённой работы: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества".
Нами была поставлена цель: создать педагогические условия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционные техник в аппликации.
Выделены следующие задачи:
- Определить специфику освоения образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в младшем дошкольном возрасте.
- Изучить особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
- Выявить педагогические условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник аппликации.
- Разработать и внедрить педагогическую систему использования нетрадиционных техник в аппликации для развития мелкой моторики детей 1-ой младшей группы.
Определены этапы работы:
I этап подготовительный (август - сентябрь 2017 г.)
- - изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме;
- - подбор, изготовление наглядного, дидактического, раздаточного материала;
- - создание предметно-развивающей среды;
- - изучение мнения родителей по данной проблеме.
II этап основной (октябрь 2017 - май 2018г.)
4
Система работы по развитию мелкой моторики рук, используя нетрадиционные техники в аппликации.
Работа выстраивалась в следующих направлениях:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной
деятельности педагога и детей;
- с педагогами – проведение консультаций, открытых мероприятий;
- с родителями – посредством проведения мастер-классов, консультаций,
родительских собраний.
III этап - заключительный (май 2018г.)
- - обобщение опыта работы;
- - разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук;
- - определение перспектив работы;
- - презентация опыта работы на итоговом педагогическом совете.
5
I. Теоретическое обоснование развития мелкой моторики рук детей младшего
дошкольного возраста через нетрадиционные техники
художественного творчества
1.1 Особенности развития и роль мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали ещё наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока- белобока" и другие пальчиковые игры.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По её мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой рук, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно ещё и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
6
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика рук.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учёт которых важен для дальнейшего развития ребёнка. Так, с 2–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развёрнутых высказываниях.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является важным
7
показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребёнка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такое же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предложение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
В развитии ребёнка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определённого рода воздействиям окружающей среды,
8
когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трёх лет. Именно тогда ребёнок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трём годам жизни движения пальцев ребёнка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребёнок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребёнка их формирование идёт своим темпом. Чтоы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
В возрасте от двух до четырёх лет, навыки, приобретённые ребёнком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предметы в определённое место. Если на предыдущем этапе ребёнок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребёнка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических
9
связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Однако прежде чем рука ребёнка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.
По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет:
1. Стучит одним предметом о другой.
2. Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами.
3. Рисует и черкает на листе бумаги.
4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки.
5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков.
6. Строит башню из 2-х кубиков.
7. Строит башню из 4-х кубиков.
8.Перерисовывает крестик.
9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 градусов).
10. Перерисовывает квадрат.
11. Перерисовывает круг.
12. Строит (копирует) мостик из 5-и кубиков.
10
13. Строит башню из 8-и кубиков.
14. Рисует человечка (3 элемента).
15. Рисует человечка (6 элементов).
Если большая часть навыков им усвоена, можно делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнка ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
Таким образом, мы рассмотрели вопрос об особенностях развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и сделали вывод, что актуальность работы обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
11
2. Нетрадиционные техники в аппликации
Аппликация в переводе с латинского обозначает "прикладывание".
Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определённом порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеёв, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и др. природные материалы.
Виды аппликации
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Нетрадиционные техники аппликации
- Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыплёнок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Накладная аппликация
Это техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаём его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
12
- Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
- Симметричная аппликация
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам , держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация
Это способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация
Способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображённому контуру.
- Квиллинг
Квиллинг (англ. quilling – от слова quill – "птичье перо"), также бумагокручение, – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
- Коллаж
Коллаж – приклеивание, технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Используют главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов.
- Оригами
Оригами – сложение бумаги – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
13
- Аппликация из салфеток
Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
- Гофрированная бумага
Гофрированная бумага – один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством.
- Аппликация из ткани
Аппликация из ткани – разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определённом фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
- Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирая предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
- Аппликация из соломы
Аппликации из соломы необычно привлекательны: они отливают золотом. происходит это от того, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Аппликация передаёт неповторимую игру: блестит, как золото. Это могу быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
14
- Аппликация из засушенных растений
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев – так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребёнка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
15
II. Практическая работа
Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движение пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы я провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Учёные Н.О. Озерский и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение "Фонарики"
2. Сжимание и разжимание кулачков
3. Потирание кулачков
4. Сминание бумаги в кулаке
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное восприятие движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведённая диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% - детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30 % - средний.
Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мной было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлен раздел по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.
Изучив научно-методическую, художественную литературу по данной теме,
16
практические и теоретические сведения по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации, были намечены направления практического осуществления работы:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
- с педагогами – проведение консультаций, открытых мероприятий;
- с родителями - посредством проведения мастер-классов, консультаций, родительских собраний.
Реализация работы выстроена на следующих принципах:
- учёта возрастных особенностей;
- индивидуального подхода;
- интеграции;
- координации деятельности педагогов;
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.
Следующим шагом было создание предметно-пространственной развивающей среды в группе. Для ознакомления с нетрадиционными техниками аппликации необходимо создать условия, которые способствуют формированию навыков и умений по образовательной области "Художественное творчество" и развитию мелкой моторики у детей. При таком подходе сформируется не только интерес к изобразительной деятельности, но и ряд полезных мыслительных навыков, работы и решения возникающих задач.
В уголке " Художественное творчество " собирался необходимый материал для освоения нетрадиционных способов аппликации, доступный дошкольному возрасту.
Мной разработано перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для первой младшей группы, на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач. (Приложение 1)
Первое направление – с детьми в специально- организованной деятельности.
В начале года по плану мы познакомили детей с аппликацией с элементами рисования "Шарики воздушные".
Несколько воздушных шариков одинаковых по размеру, но разных по цвету дети учились раскладывать и аккуратно наклеивать на белый фон.
17
В технике обрывной аппликации мы создали коллективную работу: "Выросла репка – большая-пребольшая". Дети учились работать группой. Полоски бумаги разрывали на кусочки и приклеивали на готовый силуэт.
Большой эмоциональный отклик у детей вызвало создание аппликативной композиции в технике обрывной аппликации "Листопад".
На лист, вырезанный в форме банки, наклеивали красные комочки-«вишенки» получилось "Ягодное варенье в банке".
На тонкую линию наклеивали разноцветные шарики в определенном порядке - "Бусы для мамы".
Знакомство с техникой печворка - лоскутной аппликацией из ткани состоялось в коллективной композиции: "Лоскутное одеяло". Только образ лоскутного одеяла создавался из цветных фантиков.
Индивидуальные детские работы послужили «лоскутками» большого одеяла. Тем самым мы освоили понятия "часть» и «целое".
Очень увлекательной для малышей стала ладошковая аппликация.
Когда дети увидели готовую коллективную работу, украшающую группу, не было предела детской радости, восхищения и гордости за свой труд.
Второе направление – работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой - обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным семейным опытом.
Только сотрудничая с ними, координируя действия, можно получить заметный эффект в развитии детей.
В начале учебного года, на родительском собрании сообщила родителям, какое направление работы планируется в текущем году, каким образом будут проводиться непосредственно образовательная деятельность по данной теме (Приложение 2). Были подготовлены памятки, фотовыставки, подбор познавательной и художественной литературы.
18
Достичь поставленной цели мы можем только совместными усилиями с родителями наших воспитанников, организовывая досуг, праздники, развлечения, вовлекая родителей в совместную деятельность с детьми, которая вызывает положительные эмоции, заинтересованность и активность со стороны родителей и детей.
Организуя партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество, мной разработаны:
- консультации: "Развитие мелкой моторики пальцев рук", "Такие разные материалы для аппликации", "Аппликация из природного материала";
- родительские собрания: "Особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста";
- мастер класс для родителей: "Способности детей – на кончиках пальцев";
- оформление папки передвижки: "Аппликация разными способами";
- оформление уголка: "Развиваемся играя!"
Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребёнка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями устраиваем различные конкурсы, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского творчества. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Третье направление – с педагогами.
Мной были разработаны рекомендации для педагогов.
Проведён мастер-класс - нетрадиционные техники аппликации "Пушистые картинки своими руками»".
19
На итоговом педагогическом совете мы обобщили опыт работы развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник в аппликации.
В своей работе сделали вывод, что занятия нетрадиционной аппликацией доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают ее более увлекательной и интересной.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.
Низкого уровня развития мелкой моторики не стало, средний уровень - 67%, высокий уровень - 33 %.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что, использование в работе нетрадиционных техник художественного творчества позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, способствует развитию мелкой моторики рук.
Ещё хочется сказать: есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую педагогам и родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".
20
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: "Карапуз", 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
5. Доронова Т. Н. "Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников". М.: Просвещение, Росмэн.2008г.
6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом "Литера", 2006.
7. Жукова О. Г., Дьяченко И. И. "Волшебные ладошки", "Волшебные краски".
8. Козлова Н. В. Взаимодействие с семьями в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
9.Комарова Т. С. "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" – М.: "Просвещение", 1991.
10. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду". Средняя группа (образовательная область "Художественное творчество") 2012г.
11. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. "Аппликация в детском саду" – Ярославль: "Академия развития, Академия холдинг", 2002г.
12. Е. Н. Лебедева "Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников"
13. Лыкова И. А. "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки".
14. Лыкова И. А. Методические рекомендации к программе "Цветные ладошки", "Карапуз-дидактика". Творческий центр СФЕРА. Москва 2009г.
15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010г.
21
Приложение 1
Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с
элементами нетрадиционных техник
№ | Месяц | Тема | Задачи | Материалы |
1 | сентябрь | "Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской" | - Знакомство детей с играми персонажей Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования; - рассматривание изображений, выполненных в разных техниках; - создание благоприятной эмоциональной атмосферы. | Кисточки, клей, ножницы; салфетки, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки. |
2 | "Поиграем с волшебным мышонком Джимми" | - экспериментирование с материалами; - знакомство со способами крепления различного материала; - формирование интереса к данной деятельности. | Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны. | |
3 | октябрь | "Сделаем ковёр из листьев" | - знакомство детей с обрывной техникой в аппликации; - учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки; - учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения; - поддерживать, поощрять умения детей в аппликации. | Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка. |
4 | "Моё чудо дерево" | - продолжать осваивать технику обрывной аппликации; - учить заполнять кусочки бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); - продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем. | Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага. | |
5 | ноябрь | "Жёлтые птенчики" | - знакомство детей с аппликацией из крупы (пшено); - учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения; - продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения; - продолжать вызывать интерес к данной деятельности. | Лист бумаги (половина А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка. |
6 | "Бурый мишка" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча); - продолжать учить брать небольшую щепотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; - продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем. | Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка. | |
7 | декабрь | "Первый снег" | - знакомство детей с аппликацией из ваты; - учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги; - учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки). | Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки. |
8 | "Здравствуй, Дедушка Мороз!" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; - учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода); - создать эмоционально благоприятный фон. | Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки. | |
9 | январь | "Ёлочка нарядная" | - познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; - учить украшать ёлочку кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; - продолжать вызывать интерес к данной деятельности. | Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки. |
10 | "Снеговик" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков; - учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; - обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем. | Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски, клей, кисточки. | |
11 | Февраль | "Весёлый барашек" | - познакомить детей с аппликацией из макарон; - учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; - учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались. | Изображение барашка, макароны, клей, кисточки. |
12 | "Деревянный домик в лесу" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон; - продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек; - создавать эмоционально положительную атмосферу для детей. | Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки. | |
13 | Март | "Подарим маме веточку мимозы" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; - учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; - продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками | Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки. |
14 | "Веточка вербы" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки; - продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место; - обращать внимание на аккуратность при работе с клеем. | Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки. |
15 | Апрель | "Бабочки на полянке" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур; - учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур; - обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения. | Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки. | ||
16 | "Одуванчики расцвели на лугу" | - продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги; - учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек; - поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания. | Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки. | |||
17 | Май | "Наш аквариум" 1ч. Коллективная работа | - познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы; - учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума; - учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу. | Изображение пустого аквариума на ватмане. Ракушки, фасоль, нитки, скорлупа. Клей, кисточки. | ||
18 | "Наш аквариум" 2ч. Коллективная работа | - познакомить детей с элементами оригами; - учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газетная, цветная, фантики); - обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»
В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....
Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». (2 слайд) На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют...
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...