ДОП "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Барабаш Любовь Анатольевна

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

    

- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;

- развивать творческие способности воспитанников;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа30.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                     

Управление образования администрции Гурьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошколное образовательное учреждение Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик»

«Умелые ручки»

Программа общеразвивающей кружковой деятельности для детей 3-4лет.

п.Раздольный

2019


Автор-составитель  Барабаш Любовь Анатольевна .Литвинова Татьяна Анатольевна воспитатели МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик»

 Барабаш Любовь Анатольевна .Литвинова Т.А. «Умелые ручки» Дополнительная общеобразовательная деятельность для детей 3-4лет [ Текст]: Дополнительная общеразвивающая программа / Барабаш Л.А.Т.А. Литвинова. – Раздольный: МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик», 2019.-13с.

Программа кружковой деятельности  представляет разные виды продуктивной деятельности. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребёнка развивается и укрепляется сила рук. Этому способствует мышечная нагрузка на пальчики.


Содержание программы:

Содержание программы…………………………………………………...3                                                                                                                                                        

Пояснительная записка……………………………………………………4

Виды деятельности………………………………………………………..5

Учебно-тематический план работы дополнительного образования… ...7

Календарно - тематическое планирование по программе дополнительного образования………………………………………………………………..8

Содержание деятельности...………………………………………………11

Литература……..…….…………………………………………………….16

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»  считает  В.А.Сухомлинский.

В художественно-эстетической деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире.

Именно поэтому психологи выступают против традиционных ,дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.

Исходя из актуальности данной  проблемы нами была разработана программа кружковой деятельности.

Цель: развитие мелкой моторики  в процессе совместной продуктивной деятельности.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

     

- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;

- развивать творческие способности воспитанников;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие .

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, ,доступности материала ,постепенности его усложнения .

Новизна программы в том что, в процесс е ручного труда происходит развитие мелкой моторики пальцев рук детей.3-4 лет.

Практическая  значимость программы в том, что в процессе ручного труда ребёнок создаёт относительно-полезные и эстетически  значимые предметы и вещи.

В результате освоения данной программы дошкольники должны:

Знать:

  • представление из чего сделана поделка;
  • способы соединения, скрепления деталей поделки;
  • из чего сделан материал поделки;
  • правила безопасного пользования ножницами и клеем.

Уметь:

  • выполнять работу по образцу.
  • выбирать материал, соответствующий данной конструкции;
  • использовать в работе разные способы ручного труда.

Владеть:

  • приёмами работы с различными материалами.

Итоговая форма контроля освоения программы проводится в  форме:

  1. Портфолио (выставка личных достижений ребенка).

В процессе реализации программы используются индивидуальная и групповая формы контроля, а также беседа, практическая работа.

Программа расчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет и составляет 36 ч в год, 1 занятие в неделю продолжительностью 15 минут .                                          

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой,  бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.


Виды деятельности:

                                 

Работа с бумагой и картоном

Работа с мятой бумагой. Технология изготовления аппликаций  из бумаги,

помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление поделок  из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из

геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме

                             

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Работа с природным материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их  структурно отображают,сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природногоматериала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Изобразительная деятельность

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т.п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

                                                               

Лепка 

Лепка – чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Работа с пластилином воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия.

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного материала, проверке развития навыков у детей.

Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят пальчиковые игры, игры- упражнения, подвижные игры дыхательная гимнастика.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей, магнитола, диски с записями классической и русской народной музыки.


Учебно-тематический план по программе дополнительного образования

по  познавательно-развивающему направлению  «Умелые ручки»

Наименование тем

Всего,

часы

Форма контроля

Цель

1

Водное занятие

1

Заинтересовать детей  изготовлением поделок ручного труда, продемонстрировать их.

2

Поделки из природного материала

6

Учить  детей  делать поделки из разных природных  материалов: (листья, шишки, семечки).

Обогащать знания о разнообразии

природного материала и его использование  в поделках. Способствовать развитию фантазии, творчества.

3

Аппликация из крупы

4

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, развивать аккуратность и точность.

4

Аппликация из комочков бумаги, салфеток

3

 Познакомить детей с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

5

Нетрадиционное рисование

6

Познакомить с техникой рисования пальчиками, ладошкой, техника печатанья, техника тычка. Учить пользоваться красками.  

6

Работа с бросовым материалом

4

Знакомить детей с различными материалами, с их свойствами, разнообразной структурой.

учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

7

Аппликация с использованием пластилина

2

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

8

Диагностика

      2

Выявить уровень творческого развития детей среднего дошкольного возраста


Календарно – тематическое  планирование по программе дополнительного образования

по  познавательно-развивающему направлению  «Умелые ручки»

Месяц

Занятие

                    Тема

   Форма работы

октябрь

   1

    Вводное занятие

Беседа и демонстрация нескольких поделок

   2

                     «Ежики»

Цель: формировать интерес к лепке;

 учить лепить ежика из пластилина; проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

Моделирование из пластилина и семечек подсолнуха

   3

                     « Грибок»

Цель: обучить детей технике контурной выкладки аппликаций из гречка и рис, развивать мелкую моторику рук.

Аппликация из   крупы

   4

 

   

                    «Яблоки в корзине»

Цель: Познакомить детей с новой техникой «штамп» Научить детей работать штампом из картофеля. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

Рисование яблок в корзине при помощи штампов из картофеля.

ноябрь

 1

                         «Блюдце»

Цель: учить равномерно, распределять различные виды круп по форме, намазанной пластилином, развивать аккуратность и точность.

Аппликация

из крупы горох и фасоли.   

 2

                      «Божья коровка»

Цель:  формировать интерес к работе с пластилином; Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

Аппликация с использованием пластилина

 3

                            «Ромашка»

Цель: Знакомство с аппликацией из семян тыквы.Расширить кругозор детей;

Продолжить работу с картоном и цветной бумагой.

Аппликация из семян тыквы

 4

                        «Зайчик»

 Цель: учить соединять детали способом склеивания. Развивать конструктивные способности

Моделирование из ватных дисков.

декабрь

  1

                       «Рукавичка »

Цель: научить работать с ватой, наклеивать вату на изделие, продолжать работать с бумагой.

Аппликация из крупы.

  2

                  «Мышка»

Цель: учить детей мастерить из природного материала простейшие поделки. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

Моделирование из шишек и пластилина.

  3

 

                 «Снежинки»

Цель: учить работать  нетрадиционным способом рисования тычком ватной палочкой. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

                         

Моделирование снежинки с помощь ватных палочек.

4

 

                    «Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

                     

Аппликация из ваты.

5

                «Игрушки на елочках»»

  Цель: продолжать знакомить с техникой тычка, учить пользоваться красками.

Нетрадиционное рисование пальчиками.

Январь

1

                      «Черепаха»

Цель:  Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы по мятой бумаге.

                       

Аппликация мятой бумагой.

2

                        «Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе из природного материала.

3

               «Колобок»

Цель: продолжать  обучать детей технике контурной выкладки аппликаций из манки, развивать мелкую моторику рук.

Аппликация из крупы (манка)

Февраль

1

                   «Снегирь»

Цель: учить отрывать от целого листа маленькие кусочки бумаги и наклеивать на основу.

Рваная аппликация на картоне.

2

                    «Рыбка»

Цель: Учить составлять композицию из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

Аппликация из листьев

3

             «РЯБИНКА ДЛЯ ПТИЧЕК»

Цель: обогащение представлений у детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Рисование паралоном.

4

                   «Мухомор»

Цель: продолжать  обучать детей технике контурной выкладки аппликаций из гороха, развивать мелкую моторику рук.

Мозаика из крупы гороха

МАРТ

1

«Гусеница на листе»

Цель: Учить раскрашивать яичные ячейки в разные цвета и выполнять наклеивание друг за другом на лист.

Аппликация из бросового материала.

2

                    «Мимоза»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из салфеток.

3

                      «Овечка»

Цель: Продолжать учить работать в техники тычка жесткой кистью.

     

Нетрадиционное рисование, тычком.

Апрель

1

              «Пятнышки для жирафа»

Цель: познакомить с техникой рисования пальцами, учить пользоваться красками.

Нетрадиционное рисование пальчиками

2

               «Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

3

                   «Подснежники»

Цель: продолжать учить детей лепить из пластилина, закреплять приёмы лепки (сплющивание, сглаживание, штриховать, украшать работу природным материалом

 

Конструирование из

природного материала (скорлупа фисташек)


Содержание деятельности

 

Занятие 1 Тема: Вводное занятие

Беседа демонстрация нескольких поделок.

Занятие 2 Тема: «Ёжик»

Знакомство с приёмами лепки ёжика. Моделирование из пластелина и семян подсолнуха.

Занятие 3 Тема: «Грибок»

Познакомить детей с контурной выкладкой аппликацией. Аппликация  из крупы гречки и риса .

Занятие 4 Тема: «Яблоки в корзине»

Знакомство с новой техникой «штамп». Рисование яблок в корзине при помощи штампа из картофеля.

Занятие 5 Тема: «Блюдце»

Распределять равномерно различные виды круп по форме, намазанной пластилином. Аппликация из крупы гороха и фасоли.

Занятие 6 Тема: «Божья коровка»

Отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина катать их между пальцами, затем приклеивать на готовую форму. Аппликация с использованием пластилина.

Занятие 7 Тема: «Ромашка»

Познакомить детей с аппликацией из природного материала (семян тыквы). Приклеивать семена в форме цветка на картон.

Занятие 8 Тема: «Зайчик»

Знакомство с аппликацией из бросового материала. Моделирование из ватных дисков.

Занятие 9 Тема: «Рукавичка»

Наклеивать вату на изделие из картона.

Занятие 10 Тема: «Мышка»

Мастерить из природного материала поделку мышки. Моделирование из шишек и пластилина.

Занятие 11 Тема: «Снежинка»

Знакомство с нетрадиционном методом рисования тычком ватной палочкой. Моделирование снежинки с помощью ватной палочки.

Занятие 12 Тема: «Снеговик»

Наклеивать кусочки ваты на изображение снеговика. Украшать аппликацию из ваты деталями.

Занятие 13 Тема: «Игрушки на ёлочках»

Рисование игрушек на ёлочках пальчиками методом тычка.

Занятие 14 Тема: Черепаха»

Создавать выразительный, интересный сюжет с помощью мятой бумаги. Исполнение работы по мятой бумаге.

Занятие 15 Тема: «Подсолнух»

Налеплять кусочки пластилина на картоне с помощью расплющивание. Закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. Мозаика на пластилиновой основе из природного материала.

Занятие 16 Тема: «Колобок»

Контурная выкладка аппликации из манки колобка. Аппликация из манки.

Занятие 17 Тема: «Снегирь»

Отрывать от целого листа маленькие кусочки бумаги и наклеивать на основу. Рваная аппликация на картоне.

Занятие 18 Тема: «Рыбка»

Составлять композицию из листьев, аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. Аппликация из листьев.

Занятие 19 Тема: «Рябинка для птичек»

Знакомство с новой техникой рисования тычком поролоном. Рисование поролоном рябинки.

Занятие 20 Тема: «Мухомор»

Контурная выкладка аппликации из гороха. Мозаика из крупы гороха.

Занятие 21 Тема: «Гусеница на листе»

Раскрашивать яичные ячейки в разные цвета, наклеивать друг за другом. Аппликация из бросового материала.

Занятие 22 Тема: «Мимоза»

Обрывать кусочки салфеток и скатывать в комочки, наклеивать кусочки друг к другу. Аппликация из салфеток.

Занятие 23 Тема: «Овечка»

Знакомство с нетрадиционной техникой рисование тычок жесткой кистью. Нетрадиционное рисование тычком.

Занятие 24 Тема: «Пятнышки для жирафа»

Рисование пальчиками тычком. Нетрадиционное рисование пальчиками.

Занятие 25 Тема: «Дорожка из камешков»

Закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания. Мозаика на пластилиновой основе.

Занятие 26 Тема: «Подснежники»

Закреплять приёмы лепки (сплющивание, сглаживание, штриховка) украшать работу скорлупой из фисташек. Конструирование из природного материала.


Литература:

1.Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». М.2012.

2. С.Шухова «Поделки из всякой всячины» М.2004

3. Е.Лыковой. «Цветные ладошки»

4. Г.И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», Издательство «Сталкер»,   2006г.

5. Садилова Л. А.«Поделки из мятой бумаги».  

6.Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В. .« Аппликация в детском саду».                7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография -Детский дизайн 3».  

8. Давыдова Г.Н.« Детский дизайн . Поделки из бросового материала».  

9. Салагаева Л.М.« Объёмные картинки».

10. Пищикова Н.Г.« Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3»

11.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...