Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке

Зорина Наталья Владимировна

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно так - как, тесто очень эластично, легко мнется, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость не только детям, но и взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»  

«Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

Автор:

Зорина Наталья Владимировна-

воспитатель

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно так - как, тесто очень эластично, легко мнется, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость не только детям, но и взрослым.

Среди педагогов дошкольных учреждений тоже значительно вырос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в условиях детского сада, недорогой и легкий в освоении, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но и без обжига изделия хорошо хранятся. Материал экологически безвредный, не аллергенный. Легко отмывается и не пачкает одежду. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

Лепка из теста, стимулирует  у детей умственную активность, развитие творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, ширину). Занятие  лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает всеми пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.

Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение.  Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение.

Дошкольники с  большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер  детского сада.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я и использую тестопластику.

На основе полученного мной опыта, хочу поделиться с Вами своими секретами и наблюдениями в работе с тестом:

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Также можно познакомить дошкольников со способом комбинированного использования соленого теста и различных природных материалов. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков дает ребенку дополнительные возможности для творчества.

Рецепты соленого теста:

Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина. В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность), добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей. Готовое тесто должно получиться эластичным. Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Существует множество рецептов специального соленого теста для лепки..

Итак:

Тесто для простых моделей:

200 гр. муки

200 гр. соли

2 ст.л. клея для простых обоев (или кисель из картофельного крахмала)

125 мл воды

Крепкое тесто для крупных изделий:

200 гр. муки

400 гр. соли

125 мл воды

Крепкое тесто для плиток и плат:

200 гр. муки

400 гр. соли

2 ст.л. клея для простых обоев

125 мл воды

Тесто для тонких работ:

300 гр. муки

200 гр. соли

4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды: предварительно смешать

Классическое тесто:

1 стакан соли

1 стакан муки  

1/3 стакана воды. Обычно ее уходит чуть меньше, поэтому рекомендую подливать понемногу, чтобы тесто получилось не жидкое, но и не слишком крутое, иначе изделия будут крошиться при лепке. После того как хорошо его промесите, можно добавить 2—3 ложки растительного масла. И соль обязательно должна быть мелкой (перемолоть на кофемолке), иначе крупные кристаллы испортят изделие - из-за них изготовленная фигурка может потрескаться при сушке, да и окрашивание будет неравномерным. Кусочки теста хорошо размять в руках, накрыть полиэтиленом, чтобы не было доступа воздуха, выдержать 2 часа при комнатной температуре. В процессе лепки прикрывать фигурки чуть влажной тряпочкой, чтобы не образовалась корка. Для приготовления теста настоятельно советую соблюдать пропорции, в дальнейшем это поможет избежать разочарования. Возможно, (это зависит от качества муки) иногда понадобится добавить немного воды.

Полезные советы: Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем, залить смесь водой, перемешать и небольшими порциями добавить муку. Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе. Вымешивать тесто нужно до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. Готовое тесто положите на 2 часа в холодильник, оно станет более пластичным и однородным.

Окрашивание фигурок из соленого теста:

Для окрашивания есть два способа: либо окрасить тесто на этапе замеса, либо красить уже готовую фигурку. В первом случае при его приготовлении теста добавляют в него пищевые красители из наборов для окраски пасхальных яиц, гуашевые и акриловые краски, гель с блестками для гуаши (его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской) или цветные чернила. В качестве натуральных красителей в тесто добавляют какао-порошок, свекольный, морковный сок (тесто получается под цвет кожи и используется для лепки лиц кукол и человечков).

Если вы лепите из неокрашенного соленого теста, то изделие раскрашивается гуашью после полной просушки изделия. Окрашивание теста: Цветное тесто готовится на стадии замешивания. Для того чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с приготовления основных цветов: желтого, красного, синего. Для этого нам понадобятся пищевые красители в виде порошка.

1. Приготовьте тесто по классическому рецепту, лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.

2. Вторую часть после вымешивания уберите в холодильник, она пригодиться позже, когда потребуется приготовить тесто различных оттенков.

3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 ч.л. воды, хорошо размешивая.

4. Приготовьте чашки с мукой, с солью, с водой и чайную ложку.

5. Разделите первую порцию теста на колобки весом 100 – 150 г. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведённый краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.

6. Сделайте поочерёдно все основные цвета. Старайтесь в результате добиться ярких, насыщенных тонов. Дополнительные цвета Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный даёт очень приятные чистые оттенки при смешивании с жёлтым а, добавляя розоватый и синий, получают различные оттенки фиолетового. Чтобы получить тёмно - коричневый цвет, можно в тёмно - фиолетовое тесто добавить какао - порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания даёт смешивание зелёного теста либо с синим, либо с жёлтым.

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Игры и упражнения с соленым тестом:

«Змейка»

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

«Самолет»

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

«Черепаха»

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

«Жучок»

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

«Машина»

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте:

 «Яблоко»

Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог»

Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка»

Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

«Рисунок на тесте»

Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

«Мозаика»

Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

Искренне надеюсь, что мои советы и рекомендации окажутся для Вас полезными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...