Конспект образовательной деятельности "Волшебница осень " для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Абдразакова Елена Рахимзяновна

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_dlyadetey_s_tnr_volshebnitsa_osen.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 с использованием методики Монтессори

 в подготовительной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи:

 «Волшебница осень»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе.

Задачи: 

  • Обобщить, систематизировать знания детей о времени года — осень; назвать характерные признаки; продолжить работу по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов, обозначающих действия, признаки;
  • Закрепить навыки чёткого различия и произношения звуков; развивать словарь, фонематический слух; развивать интуитивное чтение, мелкую моторику и координацию движений руки; .
  • Формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа жизни. Закреплять представления о внешнем виде животного: форме, названиях частей тела.
  • Развивать эстетические чувства, творческие способности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение рассказов, разучивание стихов; беседы, наблюдения, экскурсии.

Материал: предметные картинки, тарелки с манной крупой на каждого ребёнка, разрезная картинка «Осень».

Ход занятия

1. Беседа в  круге. Дети стоят, взявшись за руки, и произносят благодарение:

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо маме за обед,

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам. (обращаются к воспитателю к гостям)

Воспитатель. А теперь давайте все друг другу улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение. Ребята, вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. (Ответы детей.) Тогда надо отгадать загадку.

Загадка об осени

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Дети: Осенью

Воспитатель. А какая пора года была до осени?

Дети. Лето.

В. Давайте прислушаемся и услышим звуки лета.

Артикуляционная гимнастика.

Пролетел весёлый жук — ж-ж-ж.

Зазвенел комарик вдруг — з-з-з.

Ветер ветки раскачал — у-у-у.

Шарик громко закричал — р-р-р.

Зашумел в воде камыш — ш-ш-ш.

И опять настала тишь — ш-ш-ш.

Воспитатель.

А теперь давайте поговорим об осени.

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь (показать соответствующие картинки)

Воспитатель: Какой первый осенний месяц?

Дети: Первый осенний месяц — сентябрь.

Воспитатель: Что люди делают в сентябре?

Дети: В сентябре люди собирают урожай.

Воспитатель: Урожайным был сентябрь, подарил он нам много овощей и фруктов. Давайте, мы с вами определим фрукты и овощи по запаху.

Пройдём и сядем на стулья.

Упражнения для развития обоняния: яблоко, огурец, чеснок

Сейчас мы закроем глазки и будем рассказывать, кто какой запах ощутил. (Звучит тихая музыка.)

Ребёнок. Я ощутил запах яблока

Я ощутил запах огурца и т.д.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете запахи осени.

Воспитатель подходит к столу с зернами.

Воспитатель: Ребята подойдите, посмотрите, кто же у нас тут так напроказничал, смешал все зерна. Нам нужно рассортировать зерна по коробам

Игра. Собери (горох, фасоль, перловка)

(Дети собирают зерна по кобрам в подгруппах)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь наш урожай не пропадет, потому что каждое зерно в своём месте.

Воспитатель: А как называется 2 месяц осени?

Дети: 2 месяц осени называется октябрь.

Воспитатель:- Чем октябрь отличается от других осенних месяцев?

Дети: - В октябре листопад. (Показывает картинку)

Воспитатель: А сейчас нам Денис прочитает стихотворение про листопад.

Давайте послушаем его.

Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет

И деревья раздевает,

Устилая всё кругом

Пышным сказочным ковром!

Воспитатель: Как называется последний месяц осени?

Дети: Последний осенний месяц — ноябрь.

Воспитатель: А какой он ноябрь?

Дети: пасмурный, хмурый, дождливый, ветреный…

Воспитатель: Ребята давайте пройдем за столы. Я предлагаю вам нарисовать погоду которая бывает в ноябре : дождь, сильный ветер, небо покрытое тучами, первый снег (Дети рисуют палочкой по манке.)

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получись. Ребята, какой же бывает ноябрь? (рассказ детей о своих работах)

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, возьмём в руки листочки и станцуем с ними.

Физкультминутка.

«Танец с листочками»

(Дети садятся за столы)

Задание «Назови ласково».

Воспитатель: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Ребёнок:

Солнце — солнышко.

Яблоко- яблочко

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Морковь - морковочка

Лук –лучок

Чеснок-чесночок

Слива-сливочка

Фасоль-фасолинка

Горох-горошек

Облако-облачко

Туча-тучка

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите осень какая? Дети подбирают прилагательные: урожайная, дождливая, ветреная, золотая, ранняя, поздняя, пасмурная, теплая, красивая.

Под столом раздаётся шорох.

Воспитатель: Ой, ребята вы слышите? Что же это там такое? Дети выходят в центр зала. Кто – то нам подарки подарил. Посмотрите, что лежит в корзине (корзине фрукты и картинка ежа).

2. Практическая часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем ежа с помощью лепки. Давайте еще раз уточним некоторые детали:

Какой формы ёжик?

Какого цвета?

Чем покрыто тело ёжика?

Как вы думаете, каким способом можно сделать иголки?

Дети: Из пластилина, из семечек, палочек.

Воспитатель: Способов много. Мы будем делать иголки из семечек . Такими семечками- «иголками» мы покроем все туловище.

Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».

Ежик, ежик колкий,  (Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.  (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.   (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.  (Пальцы складываются в замок)

Воспитатель обобщает ответы: Тело ежа приземистое с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы с вытянутым носиком. Спинка и бока унизаны иголками, остальная часть тела покрыта короткими грубыми волосками.
Воспитатель: Для чего ежику нужны колючки?
Дети: Чтобы его не съели волк и лиса.
Воспитатель: Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего?
Дети: Он носит на них грибы и яблоки.
Воспитатель: Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку на зиму обустраивает. Как он это делает, послушайте.

Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели (Т. Шорыгина)

Воспитатель:  . Вы хорошо поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие.  

Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка (В. Лунин). 

3. Рефлексия.

- Ребята, о каком времени года мы  беседовали на занятии ?

 - Да, правильно, об осени. Осень — это время года, когда природа готовится к зиме. - Как же она готовится? - День становится короче, листья опадают, птицы улетают на юг, часто идет дождь, дует холодный ветер, на лужах появляется лед, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи "Зима. Зимняя одежда".

Данное занятие  предусмотрено для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия) и детей с множественными нарушениями в развитии, такими как РАС....

конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелым нарушением речи в средней группе "В гости к весне"

Уточнение и закрепление у детей представлений о признаках весны, об изменениях в животном и растительном мире весной.Вовлечение родителей в активное сотрудничество....

План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени ....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающее полную...

Конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вашему вниманию предлагаются авторские конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте....