Конспект НОД по рисованию "Первый снег" в подготовительной группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ковылина Светлана Валентиновна

Данный конспект позволит познакомиться с картинами известных художников, выделить средства выразительности, понять технику изображения снега.Дети сасостоятельно с помощью нетрадиционных техник рисования создатут свои картины,получив массу удовольствия иот своего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pervyy_sneg.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию  в подготовительной группе «Первый снег»

                       Ковылина С.В , воспитатель высшей категории

                                           МБДОУ №4 «Ручеек», г Мариинск

Цель: Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы. Создание зимнего пейзажа.

Задачи: Активизировать интерес к изобразительному искусству, побуждать к эмоциональному восприятию произведений художников.  Формировать  умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;  

Развивать художественный вкус,   пространственное мышление,  индивидуальные творческие способности, фантазию,  общую и мелкую моторику кистей рук. Формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

 Средствами музыки и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству.

Методические приемы: вводная беседа,  вопросы, указания,  наглядные – использование ИКТ,  игровая  ситуация; музыкальное и литературное сопровождение, анализ.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная , изобразительная , продуктивная

Оборудование:  мультимедийный проектор, ПК , презентация   репродукции картин с изображением зимы ,мольберт для фронтального показа. «Классическая музыка»

Для детей: альбомный лист А4 синего цвета с изображением дерева и елки, белая гуашь, изображение солнышка и снежинки, разноцветные карточки теплых и холодных тонов ; вода, тряпочка; зубная щётка; поролон, ватные  палочки.

Предварительная работа: наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок. Чтение стихов про зиму, беседы по теме; рассматривание иллюстраций в книгах.

Форма обучения: групповая.

Ход  НОД;

1.Организационный момент.

П.: Давайте поздороваемся друг с другом, поприветствуем наших гостей. Здравствуйте. Сегодня у нас необычный творческий день, возьмитесь за руки. И все вместе повторим такие слова «У нас сегодня все получится.»

(Посадить детей в круг)

Д.:  Ребята,  подскажите мне,  какое сейчас у нас время года?

Д:  Осень

П.: Правильно, как называется последний период осени? (поздняя осень.) А на улице лежит снег. Может все- таки уже пришла зима? Конечно,  одной из примет поздней осени является появление снега.

Вы хотите послушать, как красиво описала первый осенний снег в своем  стихотворении Ирины Мельничук, послушайте.

Первый снег  (видео падающего снега, звучит спокойная мелодия)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

Каким видит снег поэт? Кто запомнил слова, которые прозвучали в стихотворении.

2.Основной этап занятия:

П.:  Догадайтесь,  где можно увидеть снег,  который не будет таять;  лужок,  на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников! (Правильно на картинах художников.) 

П.: Как называются картины, на которых изображена природа? ( пейзаж).А художника, который создает такие картины называют -…( пейзажист) Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. Они изображают то, что они видят в реальной жизни, то, что затронуло их душу. Мы рассмотрим картины известных художников, которые изображали заснеженные дома, леса, поля.

(Слайд№1)

Перед вами картина: Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневых домов . И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. А почему, как вы думаете? Уж очень ей нравится падающий снег. Как вы думаете, запахи увидеть можно?  На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть каким цветом.

Что за птица на картине? Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Д.: Рядом с ней снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

П.: Какое настроение несёт картина?  Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

Давайте посмотрим  зимние пейзажи других художников пейзажистов.

(Слайд№2)

П:Каждый художник по своему видит природу.  Картина  другого известного художника Ивана Ивановича Шишкина тоже называется  «Первый снег ». Здесь мы видим другую картину. Опишите, что вы чувствуете , глядя на нее?   Грустно, печально, скучно. Мне тоже кажется, что природа как-то непривычно изображена– холодно, невзрачно. Все серое и неуютное.

( Слайд №3)

П:  Художница Александра Асипенко изобразила падающий снег. Какая  картина получилась ? (снежная,  красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая,  морозная, серебристая, студёная, сказочная, непредсказуемая, неожиданная.)

А сейчас мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.  «Зимний   лес».

Мы пришли в зимний  лес                           Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!                      Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит,                  Руки отводят в указанную сторону .

Слева ёлка на нас глядит.                                   Смотрят влево

Снежинки в небе кружатся,                    Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся                        Кружась, приседают.

Вот и зайка проскакал,                         

От лисы он убежал.                                           Прыжки.

Лишь медведь в берлоге спит,                 Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.                            Разводят руки в стороны.

Пролетают снегири,                                     Имитируют полёт птиц.

Как красивы они!                                  Садятся на свои места.

П.: Мы увидели с вами три картины. Скажите, что используют художники , чтобы передать настроение?. Конечно краски, цвет , их  сочетания . Давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета». У меня на столе  лежат солнышко и снежинка. Ваша задача взять цветную карточку, называть цвет ,и определить  какого она цвета- тёплого или  холодного и положить в 2 ряда. Один возле солнышка, другой возле снежинки.

П.: А как вы думаете, снег мы рисуем холодным или тёплым цветом?

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: Природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и композиторы.  Они описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.

- Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

П.: Я приглашаю вас, ребята, и наших гостей пройти  в художественную мастерскую. Где каждый попробует ненадолго стать художником - пейзажистом.

Чтобы подготовить наши пальчики к рисованию,  выполним пальчиковую гимнастику, сидя на стульях.

Пришла зима,                    (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз.            (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима,                  (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.                (ладошкой массажируем кончик носа) 

Снег,                            (плавные движения ладонями)

Сугробы,                          (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.              (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед!        (обе руки протянуть вперед)

                  Ребята, мы сегодня попытаемся передать характер, настроение зимы, нарисовав картину, которую можно называть так же «Первый снег». Или вы предложите другое название? Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Так как мы рисуем зимний пейзаж ,что мы  должны отобразить ? (сугробы и снег на деревьях.) Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Обратите внимание  на столы. Кроме кисточек у вас лежат поролоновые губки, ватные палочки, зубные щетки,  смятая бумага и  краска. Это все можно использовать для создания своей картины. Ватными палочками красиво получается изобразить падающий снег, а зубная щетка сделает воздушными облака, поролон сделает плотными сугробы под деревьями.

Я предлагаю написать картины  не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ – отпечаток, нанесенный одним цветом. Для вас он не  новый, поэтому набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Рефлексия 

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег вы видели на картинах?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Понравилось ли вам быть художниками  и почему?

По очереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая – Я старался и у меня все получилось.

2. Голубая – Я старался, но что- то не удалось…..

3. Синий – У меня не все получилось , но в следующий раз все получится.

П: У вас получилось создать картины. Мы вместе произнесем слова» У нас все получилось»

Воспитанники самостоятельно располагают  работы на доске.

Заключение и домашнее задание.

- Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию (первая младшая группа) «Почки на ветке» (пальчиковое рисование)

Конспект занятияпо рисованию (первая младшая группа) «Почки на ветке»(пальчиковое рисование)Цель: Образовательная область: Совершенствовать умение детей использовать нетрадиционные изоб...

Конспект НОД по рисованию "Первый день в школе" (подготовительная группа)

Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет, передавать в рисунке свои чувства и переживания, используя любую технику рисования. Учить передавать позы и движения людей....

конспект занятия по рисованию первой младшей группе

Конспект НОД по рисованию в первой младшей группе «Дождик»Тема: «Дождик»Возрастная группа: первая младшая группаПрограммное содержание:образовательная задача:-учить детей прави...

Конспект НОД по рисованию нетрадиционная техника рисования для первой младшей группы. Рисование пальчиками.Тема: «Веточка рябины»

Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми также развивается нервная система ребенка,...

Конспект ОД по рисованию первой младшей группе «Лесенка»

Конспект ОД по рисованию первой младшей группе«Лесенка» Цель: Развитие познавательной активности детей за счёт привлекательности процесса деятельности.Задачи:Образовательные:-учить уз...

Конспект занятия по рисованию первой младшей группы «Разноцветные мячи»

Формировать умения рисовать прямые линии и закрашивать полоску, правильно держать кисть, умение работать с красками. Закрепить основные цвета. Развивать чувство цвета и формы. Вызвать интерес к изобра...