Консультация для воспитателей.Аппликация как художественно - выразительное средство изобразительного искусства.
статья по аппликации, лепке

Чагина Елена Борисовна

Об аппликации в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya._statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Аппликация как художественно- выразительное средство

                          изобразительного искусства.                                                                                          

                                   Консультация для воспитателей.

       Немного истории. Аппликация (от латинского слова appiicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон.

        Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов.          В условиях первобытно- общинного строя, когда не было социального неравенства, материалы,  используемые для аппликации были доступны всем.

       В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе вличние новых социальных условий. Например, вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.

        Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыксксих курганов (5-3 вв до н.э.) аппликации из кусочков кожи, тонких полос коры березы, из цветных кусочков войлока, художественное шитье, орнаментальные украшения.

         Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника- караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты. Шаманские костюмы.

         Киргизы , калмыки, монголы декорировали потники лошадей аппликациями.  Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта.

Нанайцы, ульчи, нивхи, удэге и другие малые народности имеют высокую древнюю художественную культуру, восходящую к эпохе неолита. Основа этой культуры- богатый красочный орнамент, отражающий в образной форме все многообразие природы родного края.

      Многие столетия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства при оформлении родовых знаков- гербов. Особенного процветания аппликационные работы достигли в 16 в. В Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными  сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов. Славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне цветов. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Король Сицилии Роджер II вывез их Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков, которую применяли своеобразную технику аппликации.

       На смену из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производством бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства  возник в глубокой древности в VI в. До н.э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы.  Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. В России конца 18- начла 19 в.силуэты  также были модны. Вырезание было любимым занятием не только художников- профессионалов, но и дворянства. Славились такие мастера вырезывания Ф. Сидо, Ф. Антинг,  М. Добужинский, Д.Митрохин, И.Е. Репин, а также видные художники зарубежья, такие как Анри Матисс уделяли аппликации и славились своими работами. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П.Толстой, сделавший за свою жизнь 2000 разных работ.

       Аппликация- наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, праздничных открыток, украшений, праздничных костюмов, оформление стенгазет, лэпбуков, стендов, выставок, помещений детского

сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

    Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. В практике работы допустима замена одного материала другим равнозначным по своему учебному и художественному содержанию.

      Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома. Засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

      Основными признаками аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

  Цели и задачи :

- познакомить детей с разными видами аппликации:

предметной, состоящей из отдельных изображений(лист, ветка, дерево, гриб, цветок,птица, животное,дом, машина, человек и т.д.)

сюжетной ,отображающей совокупность действий, событий ( «Салют Победы»,  «Дети играют», «Зимние забавы» и т.д.)

декоративной, включающей орнаменты, узоры. Которыми можно украсить различные предметы.

- познакомить с различными видами материалов, из которых может выполняться аппликация: разных видов бумаги – однотонной, разноцветной; гладкой, бархатной, гофрированной, папиросной, фольги; резаной, рваной, жатой; разных видов картона. Также для аппликации используются различные материалы- шерстяные нитки, ткань, войлок, кожа, бисер, бусины, шнуры, пуговицы и т.д.А также разнообразный природный материал – яичная скорлупа, солома, тополиный пух, крупа, ракушки, песок, семена растений, засушенные растения (листья, цветы, оболочки от лука, чеснока, гладиолусов и т.д.

- развивать умения и навыки выполнения аппликации, познакомить с технологией этой деятельности;

-научить детей видеть и чувствовать красоту художественных произведений, пластичность и разнообразие материалов, используемых в аппликации.

Работа проводится по следующим принципам:

 - от простого к сложному, от предметной аппликации к сюжетной;

- по принципу единства конкретного и абстрактного;

-по принципу коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей детей;

- по принципу положительного эмоционального фона обучения

Сегодня я хочу поговорить об аппликации из бумаги.

                         

                                  Аппликация из бумаги.

           Основным материалом для аппликации в детском саду является бумага. Бумага обладает поистине чудодейственными  свойствами: есть особые сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича; есть такая бумага, которая в огне не горит и в воде не тонет; выпускают «говорящую» бумагу и нешелестящую, непромокаемую бумагу, тоньше человеческого волоса в 10 раз. Известно более 600 сортов бумаги, различной по цвету и фактуре. Тем, кто работает с бумагой, необходимо знать особенности и свойства ее некоторых сортов. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении аппликации.

    Бумага- материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных и соединенных в один лист, в котором волокна связаны поверхностными силами сцепления. В продольном и поперечном направлениях бумага обладает различными механическими и физическими свойствами: отрезанная по поперечному направлению волокон, она при наклеивании дает морщинки, а в продольном- ложиться гладко, хорошо приклеивается. В процессе работы следует учитывать эти особенности бумаги. Нельзя забывать, что при промазывании клеем она разбухает и удлиняется. Поперек волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль. Поэтому промазанной бумаге надо полежать несколько минут, так она продолжает набухать и могут появиться складки. Определить направление бумажных волокон можно: оторвать полоски бумаги от листа в вертикальном и горизонтальном положениях. Вдоль волокон отрываются ровные полоски, а поперек линия разрыва искривлена.

   Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, бархатная, серебряная и пр. бумага. В качестве фона для аппликации широко используется чертежно-рисовальная бумага, настольная, плотная оберточная, картон.

    Картон принято называть толстую, очень твердую бумагу. Картон также может быть окрашен в различные цвета, хотя лучше для фона выбирать картон, окрашенный  в приглушенные тона.

    Кроме того, для аппликации можно использовать цветные обложки журналов, оберточную бумагу, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций, гладкую обойную бумагу и т.д. Иногда бумагу окрашивают в разные цвета. В качестве красителей бумаги можно использовать тушь, чернила, гуашь, акварель, масляные краски и даже крепко заваренный чай или кофе, отвар луковой шелухи.

Для изготовления аппликации необходимым является клей. От его свойств во многом зависят качество аппликации, ее прочность, внешний вид. Широко применяются синтетический, казеиновый, ПВА, клейстер. Клей должен быстро сохнуть, хорошо склеивать поверхность и не оставлять пятен.

 

Оборудование.

Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации, несложно:

-ножницы (с прямыми закругленными концами). Лучше иметь двух размеров- большие, для вырезания больших изображений, и маленькие- для вырезания маленьких деталей. Обязательно перед работой детей проинструктировать о технике безопасности4

- кисти для клея (2-3шт). Флейцы- широкие плоские кисти для приклеивания больших плоскостей и маленькие, для работы с мелкими деталями. После работы их промыть и сушить в стаканчике ворсом вверх.

- подставка для клеевых кистей;

- простые карандаши- для прорисовки контуров изображения;

Тряпочки- влажные- для протирания рук от клея, сухие- для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея;

- коробочка для обрезков;

-бумага для промазывания деталей.

                                       Технология работы.

      Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно выполнять. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

Выбор сюжета.

     Материал для аппликаций собирают постоянно и повсюду. В аппликации можно использовать все интересное, что нас окружает- красивый уголок природы, дерево, ветка, цветок, бабочка, старинный дом или космический корабль. Во всем- в тканях, коврах, посуде- можно увидеть интересные узоры, орнаменты.

Неиссякаемый источник для декоративной аппликации- произведения декоративно-прикладного искусства: посуда, мебель, игрушки, в узорах которых отражаются родная природа, национальная культура.

Аппликации могут служить иллюстрациями к отдельным литературным произведениям.

Интересны аппликации по представлению и по памяти. Они развивают фантазию и воображение. При выборе сюжета аппликации не следует точно копировать источник( картинку, узор), а стоит проявлять фантазию и инициативу.

Составление эскиза к аппликации.

      Несложные аппликации выполняются без эскиза. Если аппликация сложная, можно обвести по контуру на фон. Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями. Не следует использовать копировальную бумагу, т.к.при этом остаются следы, работа выглядит неопрятной.

Подбор бумаги.

      В аппликации большое значение придают подбору бумаги. От интенсивности основного цвета зависят цвета изображений. Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен- одна из главных задач работы. Цвет должен создавать настроение. Он может быть реальным, условным и чисто декоративным. Аппликации могут быть монохромными(одноцветными)- они отличаются графичностью; и полихромными (многоцветными)- красочностью.

Вырезание деталей изображения.

     Успех выполнения аппликации во многом зависит от того, как вырезаны детали изображения. Линия должна быть ровной без зазубрин. Прямые линии лучше вырезать большими ножницами, а мелкие детали- маленькими. Для того, чтобы прорезать отверстие, надо сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Или сначала надрезать бумагу, а затем вырезать серединку, при наклеивании линия надреза будет невидна. При вырезании нужно заботиться об экономии  бумаги.

Раскладывание и наклеивание изображения на фоне.

     Заготовленные детали изображения располагаются на наклеиваемой поверхности так, чтобы получилась задуманная композиция. Передвигая формы по листу, находят удачные композиционные решения, нужные цветовые сочетания.

    Наибольшую сложность представляет наклеивание аппликации. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. Намазываются клеем детали, а не фон.  Мелкие детали промазываются на пальце. Промазывая жидким клеем, а не клеевым карандашом, детали дают немного полежать, вследствие набухания бумаги. Приклеенные формы необходимо прикрыть чистым листом бумаги и протереть всю поверхность ребром ладони, чтобы расправить складки.

Высушивание аппликаций.

    Это последний этап выполнения аппликации. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Грузом могут служить книги большого формата, стопки журналов и т.п.

Чтобы не испортить внешний вид книг , служащих грузом, нужно излишки клея убрать чистой тряпочкой или салфеткой. И аппликацию и книги проложить чистой тряпочкой или бумагой.

      Аппликация занимает большое место в изобразительной деятельности детей в детском саду. Дети усваивают знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. Они приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Работы получаются всегда результативными, яркими, интересными. Аппликация доступна, очень нравится детям и всегда вызывает у них живой интерес.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника"

В консультации раскрыто понятие "аппликация", её виды, технические приёмы и др....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2 – 3 лет средствами художественной выразительности»

Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием р...

Консультация для воспитателей "Аппликация из засушенных растений"

В консультации представлены методы аппликации(флористика) из засушенных растений.И технология засушивания растений....

Консультация для воспитателей. Аппликация в средней группе.

Роль аппликации в формировании навыков культуры трудовой деятельности детей и передаче своих впечатлений об окружающей действительности....

Консультация для воспитателей. "Аппликация в старшей группе".

АППЛИКАЦИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕУ детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. К э...

Консультация для воспитателей Аппликация из цветной бумаги "Городецкая солонка с городецким узором" для детей 5-7 лет

Цель: Формировать умения у детей создавать аппликативные узоры по мотивам городецкой росписи....

Консультация для воспитателей «Аппликация как средство изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей «Аппликация как средство изобразительной деятельности»...