Волшебная елочка на ватмане
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Надточий Ангелина Андреевна

Открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_elochka.docx64.37 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

  1. Содержательно-целевой блок                                                                     4

I.1 Краткое описание работы                                                                                4

I.2 Актуальность                                                                                                    4

  1. Организационно – методический блок                                                      6

II.1 Специфика декоративно – прикладного творчества в деятельности педагога организатора прикладного искусства в условиях ФГОС                     6

II.2 Развитие творческих способностей детей                                                      8

II.3Декоративно-прикладное творчество в коллективно – творческой деятельности как средство развития творческой личности                                9

II.4 Цель и задачи занятий декоративно-прикладного творчества                   12

  1. Описание занятия коллективно-творческой деятельности

«Волшебная ёлочка» на ватмане                                                                    14

III.1 Общие положения                                                                                        14

III.2 Структура занятия                                                                                        15

  1. Заключение                                                                                                 19

Список используемой литературы                                                                      21

Приложения                                                                                                         23

Введение

Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для педагогов, особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. В данной работе рассмотрены методы создания эмоционально-положительной атмосферы на занятиях коллективной творческой деятельностью. Эмоциональный настрой педагога и детей во многом определяет достижение цели занятий. А также занятие творчеством способствует профилактике аддиктивного поведения.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, достижению новых результатов. Творчество неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. Детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Уроки по декоративно-прикладному творчеству не только учат детей практическим навыкам, но и развивают в них творческое начало, эмоциональное отношение к художественной деятельности, воспитывают в них нравственно-эстетические чувства. Традиционны представления о творчестве, как о процессе сугубо индивидуальном. Между тем, для современного человека особенно важна способность, творчески работать в коллективе. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивать навыки командного взаимодействия, - одна из важнейших задач современного образования. Коллективная деятельность предполагает непосредственное объединение усилий разных детей для решения какой-либо единой задачи.

В совместном творчестве и педагог, и его воспитанники особенно заинтересованы в конечном результате. В такой деятельности возникает особая атмосфера сотворчества, где каждый ребенок осознаёт, что от его работы зависит результат общей композиции, где каждый этап работы – звенья единой цепи.

I.Содержательно – целевой блок

I.I Краткое содержание работы

В настоящее время изменились  нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют  в эгоистичности, агрессивности, неорганизованности, неумении общаться. Поэтому значимость занятий в коллективно творческой деятельности детей и подростков, особенно с ОВЗ связана с формированием и развитием коммуникативных навыков и формированием алгоритмов трудовых действий.

Педагогический смысл работы данной работы состоит в том, чтобы помогать участникам продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и собственный нравственный выбор, показывается, как реализуются принципы работы в каждой форме коллективной деятельности.

I.2 Актуальность

Актуальность данной темы очень значима. Творчество неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность воспитанников, позволяют найти дополнительные пути объединения детей, способствуют развитию мотивации к обучающей творческой деятельности. Коллективная работа становится новым импульсом для воспитания добрых чувств, для понимания красоты, помогает убедиться в необходимости достижения мира, толерантности, общественного согласия.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных изделий, достижению новых результатов в приобретении практических навыков, способствующих развитию у детей творческих способностей, воспитанию их нравственно-эстетических чувств. На занятиях декоративно-прикладного творчества создаётся атмосфера сотворчества, содружества, соавторства, которая позволяет детям проявить свои организаторские, коммуникативные способности в решении творческих задач. Это занятия, на которых учатся предлагать свои творческие решения, отстаивать свою точку зрения. Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, способная помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, как следствие, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Занятия по декоративно-прикладному творчеству не только учат развивать творческие способности  детей, но и учит детей выражать свои положительные эмоции от творческого процесса. Занятия в коллективно-творческой деятельности  немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует развитию  творческой деятельности. Между тем для современного человека особенно важна способность, творчески работать в коллективе. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивать навыки командного взаимодействия, - одна из важнейших задач современного образования. В совместном творчестве и педагог, и его воспитанники особенно заинтересованы в конечном результате. В такой деятельности возникает особая атмосфера коллективного творчества, где каждый ребенок осознаёт, что от его работы зависит результат. Процесс коллективной работы нейтрализует возможные негативные эмоции. Занимаясь коллективным творчеством, ребята не думают о плохих привычках, так как они вовлечены в творческую деятельность. Создание эмоционально-положительного атмосферы, на занятиях декоративно-прикладным творчеством помогает пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни. На занятиях в коллективно-творческой деятельности автор работы старается поддерживать атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.

Практическая значимость работы заключается в разработке методологических основ приобщения к изобразительному и декоративно- прикладному творчеству школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью их эстетического развития, а также в создании методического обеспечения руководства художественным воспитанием детей средствами коллективной деятельности.

II. Организационно-методический блок

II.I Специфика декоративно – прикладного творчества

в деятельности педагога организатора прикладного искусства

в условиях ФГОС

Одна из  целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. А декоративно-прикладное творчество в коллективно-творческой деятельности развивает личностные качества ребенка и его творческие способности.

Занятие декоративно-прикладным творчеством имеет большое значение в нынешнее время. Декоративно-прикладная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для обучающихся. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, они получают возможность раскрыть свой внутренний мир, проявить и реализовать свои творческие способности, развить мелкую моторику рук, воображение, фантазию, внимание, а так же формировать навыки работы с различными материалами и инструментами. Это удовлетворяет потребность обучающихся, реализации желания создавать нечто интересное своими руками. Погрузившись в сказочный мир творчества, создают поделки в различных техниках декоративно-прикладного творчества: Аппликация, пластилинография, бумагопластика и т.д. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у учащихся пробуждается вера в свои творческие способности, неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. На занятиях декоративно-прикладным творчеством использую принцип смешивания техник выполнения изделия это когда одна техника совмещена с другой, она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. И, благодаря использованию данного принципа у детей появляется интерес к творчеству. Ребята, занимаясь декоративно-прикладным творчеством, отдыхают от уроков, так как занятие проходят во внеурочное время.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей овладеть некоторым уровнем знаний, умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим творческим и физическим способностям.

Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Очень важно, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. На занятиях декоративно-прикладного творчества нужно поддерживать высокую самооценку ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях, творческих начинаниях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха».

Для этого необходимо создание соответствующего психологического климата, когда педагог на занятии поощряет и стимулирует проявления у ребёнка творческой деятельности.

II.2 Развитие творческих способностей детей

Развитие творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладного творчества осуществляется постепенно, на нескольких уровнях:

  • Мотивационный уровень (развитие интереса к творческой деятельности, выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства). Формирование наглядно-образной творческой деятельности. Эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии. Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания. При составлении композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.
  • Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками. Здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. Например: коллективная работа, когда дети из журналов вырезают картинки, буквы слова, При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость происходит сплочение коллектива.  
  • Развитие эмоциональной сферы. Ребенок от видения своего собственного результата получает радость.
  • Создание продукта творческой деятельности из вырезанного ребятами  материала  делается общий плакат и получается оригинальный результат труда.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в школе строится так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой, индивидуальный комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать определенный уровень мышления, фантазию, воображение. Для этого используется много разных технологий работы с различными материалами.

Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством вызывает у детей интерес к творчеству. Так младший школьный возраст – это возраст где детям всё интересно узнать, они очень любопытны при поддержке педагога они с удовольствием любят заниматься творчеством.

II.3 Декоративно-прикладное творчество в коллективно – творческой деятельности как средство развития творческой личности

Коллективная творческая деятельность – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при котором взаимодействует педагог и ребята. 

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на занятиях декоративно-прикладного творчества требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной деятельности на занятиях декоративно-прикладного творчества необходимо учитывать следующее:

  • место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре занятия;
  • возрастные особенности учащихся с нарушениями ОВЗ;
  • посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Если расшифровать каждое слово то получится:

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение педагога и обучающихся.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было.

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость.

В своей работе автор работы использует такую форму организации деятельности детей, так как детям очень нравится работать вместе.

Коллективная форма деятельности приобретает особую значимость при работе на конкретном материале. В коллективной деятельности, как наиболее эффективной форме приобщения детей к художественному прикладному труду, наиболее полно реализуются возможности их общения, взаимопонимания и помощи. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у учеников формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

При изготовлении коллективного творческого продукта первые действия всегда приводят к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам, так как у каждого ребенка своё задание. Однако по мере того, как каждый из учеников уяснял смысл общей деятельности и свое место в ней, то, что он нужен в этой деятельности, без него не справятся, слова поддержки педагога приводят к положительным эмоциям детей. Чтобы избежать неудач ребята начинают предлагать друг другу помощь, советоваться, как сделать лучше, стараются добиться хороших результатов в этой деятельности. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством в коллективно-творческой деятельности, ребята забывают думать о плохих привычках, поэтому, как доказывает опыт автора работы, творчество способствует профилактике аддиктивного поведения, потому что ребята  вовлечены в интересную творческую коллективную деятельность.

Наблюдения за учениками во время занятий показывают, что они испытывают чувство удовлетворения и радости от своей работы.

Занятия декоративно-прикладным творчеством предполагают ненавязчивую, неожиданную мотивацию изучения новой информации, которая захватывает участников занятий и предъявляется по мере поступления детского запроса, тогда, когда наступает информационное голодание. Самые разнообразные приемы работы с материалами в различных формах, неожиданные, на первый взгляд, недостижимые, способствуют переживанию катарсиса. Самое главное – занятия ДПИ не допускают насилия над ребенком, преждевременности поступления информации познания.

Следующей характерной чертой является переживание «разрыва» между старым и новым видением проекта. Участники занятий становятся на качественно новую ступень благодаря самопознанию, к которому их приводит участие в коллективной деятельности. Новое знание строится логично, постепенно, многоступенчато. Выстраивается самостоятельно через самостоятельный вывод, обобщение, закономерность, через внутреннее «прозрение». Разрыв происходит между старым и новым знанием. Разрыв заранее планируется руководителем занятий, но, это состояние, конечно, индивидуальное, и, происходит в любой момент занятий.

Глубина «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам занятий для осмысления.

Занятия ДПИ не могут состояться без непрерывного процесса рефлексии. На них происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта прикладной и мыслительной деятельности, в том числе и самопознания. Благодаря процессу рефлексии происходит создание условий для формирования внутренней культуры. Постоянная невысказанность на традиционных уроках в школе, отсутствие осмысления переживаний и чувств эмоционально перегружает подростка. Процесс рефлексии необходим для тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Таким образом – рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс на занятиях ДПИ является главным технологическим средством достижения цели: открытие нового явления, формирование правила, выработка отношения к окружающим, в процессе творчества ставших союзниками, единомышленниками, решение общей задачи и, получение готового продукта коллективного творчества.

II.4 Цель и задачи занятий декоративно-прикладным творчеством

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Цель занятий: Создать условия для вовлечения каждого ребенка в коллективную деятельность, способствовать формированию творческих и коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ.

Задачи педагога:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков и положительных эмоций посредством коллективно – творческой деятельности
  • Способствовать развитию интереса к коллективно-творческой деятельности
  • Способствовать развитию способности творчески работать в коллективе
  • Способствовать вовлечению каждого ребенка в творческий процесс
  • Способствовать расширению кругозора
  • Мотивировать участников занятия на раскрытие творческих способностей, фантазии, получение новых умений и навыков и достижение уверенного успеха.
  • Организовать межличностную коммуникацию подростков, в процессе которой они смогут осуществлять образовательную деятельность в зоне ближайшего развития;
  • Организовать возможность построения ассоциативного образа
  • Организовать рефлексию подростков, предметом которой станет осознание духовных смыслов и нравственных категорий, выявленных в истории личностного бытия участников смены.
  • содействовать воспитанию чувства патриотизма через знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества

Возможности для участников проекта:

  • Познакомиться с техникой декоративно-прикладного искусства в объеме, актуальном для каждого индивидуально;
  • Определить основные направления деятельности при выполнении проекта;
  • Выявить результативность своего личного вклада в общую работу;
  • Получить опыт развития тактильных навыков и учебно-познавательной деятельности с материалами различного типа (фольга, бумага, ткань, клеенка, краски, клей, бусы, елочные игрушки), творческих способностей, аналитического мышления, обобщения информации;
  • Создать и выразить в творческом продукте актуальный для собственного личностного становления образ;
  • Получить навыки формирования гражданской позиции, через знакомство с традициями празднования любимого детского праздника.

III. Описание занятия в форме КТД

Занятие «Волшебная елочка на ватмане»

III.1 Общие положения

План занятия

  1. Подготовительный этап. Определяется место проведения, форма КТД, продумывается заранее композиция коллективной работы, цвет, размер, материал, техника.
  2. Организационный момент (объяснение, чем сегодня будем заниматься на занятии. Постановка цели и задач)
  3. Основная часть. Рассказ о традициях украшения новогодней елки создаем и украшаем новогоднюю елочку.
  4. Заключение Подведение итогов занятия.
  5. Рефлексия занятия

Цель: Создать условия для вовлечения каждого ребенка в коллективную творческую деятельность при изготовлении новогоднего постера на ватмане «Елочка».

Задачи:

Способствовать развитию интереса коллективной творческой деятельности

Способствовать развитию у детей способности творчески работать в коллективе

Способствовать развитию положительных эмоций, посредством коллективно-творческой деятельности

Развитие творческих способностей посредством коллективно-творческой деятельности

Оборудование: Ватман с нарисованным шаблоном елки. Клей – карандаш. Мишура. Фольга, новогодние вырезки и наклейки, крупные бусины, пластилин, кисточки, краски, клеенка. Одноразовые тарелки для разведения красок, ножницы, влажные салфетки или кран с водой. Набор смайлов для рефлексии.

Организация пространства: Дети, с учетом индивидуальных возможностей, делятся на микрогруппы: пары, тройки, пятерки. Дети, либо делятся на микрогруппы самостоятельно по привязанностям или педагог делит детей на группы любым из известных способов.

Техника безопасности на занятии:

Работаем с клеем и краской внимательно, чтобы они не попали в глаза и в рот. Ножницами работаем аккуратно: друг - другу передаем кольцами вперед, держа рукой за лезвия.

III.2 Структура занятия

Ход занятия:

Вступление: Ребята, вы все знаете, скоро наступит Новый год. Сегодня мы начинаем подготовку к его встрече и, мы с вами займемся интересным творческим делом: будем необычным способом рисовать елочку и украшать ее.

Основная часть:

Совместно-индивидуальная деятельность

-каждый учащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции.

В данной форме реализуются два основных принципа:

1. Принцип свободного размещения - элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне.

2. Принцип размещения около заданного предмета - коллективная композиция, задаётся каким - либо предметом, а элементы будущего панно размещаются вокруг главного предмета, в соответствии с намеченной композицией.

На столе учителя стоят тарелочки с разведенной краской: желтой, синей, зеленой, голубой, салатовой, фиолетовой.

Ребята, выберите краску, которая вам нравится больше всего, и, объединитесь в группы по выбранному цвету.

Перед вами, на столе, лежит плакат с контуром новогодней елочки. Ваша задача – елочку украсить. Для этого, каждый из вас сделает отпечаток своей  ладошки на елочке. Для этого вам нужно будет обмакнуть ладошку в тарелку с выбранной вами краской. Каждый, по очереди, подойдет к нашей елочке и сделает отпечаток своей ладошкой. Рассмотрите внимательно, какой краски не хватает у вас на столах? (Красной). Зато, эта краска есть у меня. (Педагог вынимает краску из стола). И, самый первый (или последний) отпечаток, красной краской, сделаю я на вершине елочки. Подскажите мне, почему? Предполагаемый ответ: Это будет звезда.

Вот мы и раскрасили нашу елочку. Ваши ладошки – это огоньки на нашей елке. Пока краска на нашей елочке подсыхает, я вам расскажу историю новогодней елочки и традиции ее украшения. Как же украшали елочку раньше?

Магистраль: Каждый раз мы наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они стали любимыми традиционными новогодними украшениями. А ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…

В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом, свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Новогоднюю елку ставили во дворах, украшая разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами. Позднее предметами украшения новогодней елки стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Так, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Каждое из них символизировали нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай. Яйцо – непрерывную жизнь. Орехи – загадочность божественного провидения. Пряники – святое благословение. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром.

В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. В дальнейшем под елку стали класть маленькие подарки и первые елочные игрушки.

Само украшение елки становилось семейной традицией, в которой участвовали дети и взрослые. Так семейной елке, символами которой становились елочные игрушки, передавались функции семейного оберега.

Как правило, дерево радовало глаз лишь одни день, затем все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.

Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… Согласно легенде, однажды выдался недородный год и, яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием.

Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины, из ваты.

Совместно-взаимодействующая деятельность

Предполагает вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действий на каждом из этапов коллективной деятельности.

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества.

Работа в парах, в подгруппах по 3-5 человек

Ну, вот ребята, я вам рассказала об истории елочных игрушек и чем украшали раньше елку, как раз наша елочка высохла можно продолжать работу. Теперь на нашей елочке есть огоньки, но, чего - то на ней не хватает? Чего? Ожидаемый ответ: украшений, игрушек. Правильно ребята, сейчас мы с вами будем елочку украшать. Сначала вы приклеите на елочку елочные игрушки, которые вы сделали на предыдущем занятии. А потом, из всех материалов, которые я приготовила для вас, поглядите: здесь есть мишура, бусины, новогодние вырезки, наклейки, фольга, вы сможете выбрать то, что вам больше нравится и, приклеить на нашу елку. Здесь уже нужна ваше воображение, фантазия и творчество. А если у кого-то возникнут вопросы, обращайтесь. Я вам подскажу и, если надо, немного помогу в украшении.

Рефлексия: Вот и подошло к концу наше занятие. Возьмите стульчики и сядьте в круг. Ребята, мы с вами вместе украсили нашу елочку. Учитель вывешивает постер на доску. Поглядите, какой красивый у нас получился плакат. Поглядите пожалуйста друг на друга… И, скажите, кому и за что вы хотели бы сказать «спасибо». В завершение нашей работы я попрошу каждого из вас, подумайте, каким настроением вы выполняли эту работу, выберите на столе смайлик с улыбкой, соответствующей вашему настроению и, приклейте его на наш плакат вокруг елочки.

IV. Заключение

Включение в календарно-тематический план занятий коллективной творческой деятельности может быть вызвано общественно значимыми причинами, такими, как подготовка к празднику в школе, к выставке детского творчества, посвященной знаменательной дате, юбилею, оформление интерьера школы и т.п. В условиях занятий декоративно-прикладного творчества можно достичь хорошего уровня качества при большом объеме, используя в классах с детьми ОВЗ совместно-индивидуальную форму.

Коллективные композиции очень эффектно смотрятся на выставках декоративно-прикладного творчества детей. Поэтому, заранее продумывая процесс организации работы учащихся над коллективной тематической декоративной композицией, можно получить достойный готовый продукт. Подготовка и выполнение работы занимают несколько занятий, объединенных в цикл единой темой и целью. Поэтому методика проведения занятия, на котором учащиеся сообща выполняют композицию для выставки, принципиально не отличается от методики ведения итоговых обобщающих занятий ДПИ.

Совместная деятельность может быть использована на занятии как игровой прием, направленный на активизацию процессов восприятия и декоративно-прикладного творчества учащихся. В этом случае тщательно продумывается:

  • место организационного момента в сценарии урока
  • постановка цели, формирование групп, анализ этапов выполнения совместной работы, так, чтобы не разрушить эмоциональный фон игры;
  • взаимоотношение индивидуального и коллективного действия, творчества обучающихся в процессе практической работы и в структуре занятия в целом

Приобретённые умения и нравственные качества учащегося:

  • умения договариваться о совместной работе;
  • планировать свою работу и содержание совместной деятельности; определять последовательность ее выполнения;
  • распределять обязанности; добиваться совместными усилиями поставленных целей;
  • умения работать вместе, помогать, поддерживать, подсказывать, обмениваться идеями;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы;
  • проявление адекватной самооценки.

Анализ используемых с моими воспитанниками разных форм коллективной деятельности позволил обнаружить повышение уровня художественного развития обучающихся, познавательного интереса к изобразительному и декоративно прикладному искусству, творческой активности, инициативы, самостоятельности.

Результаты их художественного творчества широко используются в жизни образовательной организации; приобретаются необходимые во всей последующей жизни умения и желание делать все своими руками; реализуется потребность в самоутверждении и творческой самореализации. Вместе с тем повышается и их общий уровень художественно – творческого развития, социальная активность

Список использованной литературы

  1. Белова Н.И., Орлова О.В., По меркам добра. Педагогические мастерские ценностно – смысловой ориентации. Ковров. ООО «Медиа-Пресс» 2013.
  2. Галицких Е.О., От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие. СПб. «Паритет». 2003.
  3. Гульчевская В.Г., Чекунова Е.А., Тринитатская О.Г., Тищенко А.В., Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.–М., «АРКТИ», 2011.
  4. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
  5. 2. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
  6. 3. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.
  7. Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
  8. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998.
  9. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008.
  11. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.
  13. Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1979. — 78 с.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодняя сказка "Волшебная елочка"

Новогоднее театрализованное представление по мотивам сказки "Аленький цветочек" (ремейк)....

"Волшебные елочки"

Скручивание бумажных солфеток....

Подвижная игра «Волшебные елочки»

Эта игра направлена на улучшение осанки, а также в нее хорошо играть в зимний период-перед Новым годом....

Мастер – класс в подготовительной группе с родителями Тема « Волшебная елочка»

Знакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования солью...

"Волшебные Елочки" нетрадиционные техники рисования

Мастер-класс для педагогов нетрадиционные техники рисования "Волшебные Елочки". Представление различных техник нетрадиционного рисования, для использования в работе с детьми разных возрастов...

Сценарий утренника "Волшебная елочка" для дошкольников

Сценарий утренника для дошкольников " Волшебная елочка"...

"Волшебная елочка профессий"

конспект открытого занятия по Социально-коммуникативному развитию в средней группе, показанное на КМО по Кировскому району г.Махачкалы РД...