"Волшебные Елочки" нетрадиционные техники рисования
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Богословская Мария Александровна

Мастер-класс для педагогов нетрадиционные техники рисования "Волшебные Елочки". Представление различных техник нетрадиционного рисования, для использования в работе с детьми разных возрастов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx173.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по теме: «Волшебные елочки» Нетрадиционные методы рисования в ДОУ  

Составитель: Богословская М.А.

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

• Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

• Развивать творческие способности и экспериментирование;

• Воспитывать чувство прекрасного;

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, акварель, кисти для рисования, тарелочки, зубная паста, пена для бритья, трубочка для коктейля, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, зубные щетки, одноразовые вилки, средство для мытья посуды.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Практическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми эксперементами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые я предлагаю в своей кружковой работе детям дошкольного возраста.

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятья нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационны,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей!

Вопросы:

1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?

2.С какой целью?

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.

Мозговой штурм

Работая в ДОУ, вы знакомы с различными видами блюд, входящими в повседневный рацион питания детей. Сегодня я предложу вам острое блюдо – попробуйте и оцените его вкус!

В вазе лежат футляры из-под киндера-сюрприза. В них спрятаны вопросы. Ведущий подходит к любому из присутствующих и предлагает попробовать «Острое блюдо». Педагоги читают и отвечают на предложенные вопросы.

Вопросы «Острого блюда».

1.Что такое авангардизм? (Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве).

2. Что такое акварель? (Краска на растительном клее, которая разводится водой. А также техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками).

3.Что такое детский рисунок? Является ли детский рисунок произведением искусства? (Произведение изобразительного искусства ребенка от 3 до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир).

4. Что такое пастель? (Красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. Пастель изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Пастелью называется и сама техника живописи и рисования пастельными красками).

5. Что такое художественное творчество? (Одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X. т. является создание особой, «второй реальности», картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности).

6. Что такое художественные техники? (В соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. делятся на живописные, графические и скульптурные).

7. Что такое художественные способности? (Психологические качества чело-века, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов X. с. лежит общее свойство человеческой личности - эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства).

8.Что такое цвет? (Это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение).

9.Что такое гуашь? (Красочный материал, обла¬дающий большой кроющей способностью. Гуашь не прозрачна, хотя и разводится водой).

Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Рисование — язык внутреннего мира маленького ребенка.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно — поводил кисточкой по листу бумаги — уже рисунок; оно выразительно — можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно — помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно — рисуешь и обязательно что-то получается.

К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.

Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное — поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

  • ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — только зеленая, дом — только такой формы);
  • отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);
  • исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.
  • И еще одна причина — боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. А какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много.

Самое увлекательное в процессе рисования — волшебство.

Методы нетрадиционных техник рисования:

1. « Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
2. «Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой».
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
5. «Рисование мыльной пеной».
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
6. «Рисование методом наката».
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
7. «Рисование ребром картона».
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
8. "Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
9. «Рисование методом напыления(набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
10. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
11. «Клеевая техника(витражи)»
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
12. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
13. «Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
14. Рисование вдвоем.
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
15.«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
16.«Рисование клейстером»
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
17.«Рисование по стеклу»
Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.
18.«Рисование методом тычка(поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
19.«Печатание спичечным коробком»
Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
20.«Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
21. «Пуантилизм»(ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
22. "Граттаж
Техника рисования. На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
23. "Восковые карандаши + акварель"
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
24. Рисование свечой (проступающий рисунок).
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.
25. Рисование жесткой кистью(щетина).
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки".
26. Рисование по сырому.
Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
27. Расчесывание краски.
Техника рисования. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна( можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
28.Рисование углем.
Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей повехностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.
29. Печать винной и пенопластовой пробкой.
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
30. Рисование цветными и белыми мелками.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ (младший, средний, старший и подготовительный возраст)


«Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т.д.

Фотоотчет с мастер - класса:

C:\Users\Lenovo\Pictures\детский сад (работа)\IMG-66e8af1b5f395c1d0248426495287274-V.jpgC:\Users\Lenovo\Pictures\детский сад (работа)\IMG-13a861f14e17e03d83551a7b8faccbb2-V.jpgC:\Users\Lenovo\Pictures\детский сад (работа)\IMG-4c0a3f863d7ad7affcfd50fa1eea06af-V.jpgC:\Users\Lenovo\Pictures\детский сад (работа)\IMG-9aeed182d2436a681fe8e06e06422149-V.jpg


О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
8. И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой на тему: «Волшебный зимний лес»

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой на тему: «Волшебный зимний лес»...

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манкой) на тему: «Волшебный зимний лес»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Волшебный зимний лес». Конспек...

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манкой) «Волшебный зимний лес.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Волшебный зимний лес». Кон...

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебный дождь" (рисование пальцем).

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебный дождь" (рисование пальцем)....

Конспект образовательной ситуации по рисованию в нетрадиционной технике (рисование пальчиком) Тема: «Волшебный дождь»

Цель: развитие техники рисования пальчикомЗадачи:1)Образовательные:- продолжать формировать умение рисовать точки пальчиками, аккуратно обмакивая указательный пальчик в гуашевую краску и примакивая ег...

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой на тему «Волшебный зимний лес»

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой на тему «Волшебный зимний лес»...