СТАТЬЯ "КАК ПЕРЕВЕСТИ ГНЕВ В МИРНОЕ РУСЛО"
статья по коррекционной педагогике

Верещагина Мария Анатольевна

Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения. В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение. Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации - разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_perevesti_gnev_v_mirnoe_ruslo.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПЕРЕВЕСТИ ГНЕВ В МИРОНОЕ РУСЛО

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остаётся для них чрезвычайно важной. Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и  признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать - как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

 Причины агрессии дошкольников.

На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:

1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

 

Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.

Рекомендации для родителей:

Значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.

Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.

Таким образом, на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.

Коррекция агрессии.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

- формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

 Как перевести гнев в мирное русло:

     Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».

     Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.

     Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.

     Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.

 Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.

1.            Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.

2.            Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.

3.            Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.

4.            Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.

5.            Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

6.            Выражение своего гнева через рисунки.

Надеюсь, что эта небольшая, но ёмкая статья кому-нибудь будет полезна.

ЖЕЛАЮ НАМ ВСЕМ УДАЧИ В НАШЕМ НЕЛЕГКОМ ТРУДЕ – ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как справиться с детским гневом?»

           Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет.  Как же себя ве...

Статья для родителей " Как справиться с детским гневом"

Как справиться с детским гневом С первых лет жизни ребенок старается узнать как можно больше об окружающем мире и понять его. Двухлетние дети часто бывают расстроены и угнетены из-за того, что он...

Статья. Проявление гнева у ребенка и как на него правильно реагировать взрослому

Эта статья обращена к родителям и законным представителям с целью помочь взрослому наладить контакт в непростой ситуации....

Статья. Акция "Мирные окна"

С каждым днем приближается Великий день Победы. День Победы для каждой семьи - святой праздник. Ведь в 1941-1945 годах за мир отдали жизни и здоровье миллионы советских граждан. Верили в него и наши п...

Статья "Детский гнев и его причины"

Статья «Детский гнев и его причины» Дети кажутся милыми и славными, пока не начинают подрастать и проявлять свои эмоции. Чем старше становится ребенок, тем ярче его эмоции и причины и...

Статья на тему " Как справиться с детским гневом"

Статья на тему " Как справиться с детским гневом"...

Статья "Почему ребенок испытывает гнев?"

Для многих родителей самыми сложными проблемами в воспитании являются те, что затрагивают эмоции ребенка. Много вопросов вызывают негативные эмоции, которые может переживать малыш. Как с этим справлят...