«Зонтик» Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием образовательной технологии ТРИЗ и развитием логического мышления
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

 «Зонтик»
Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы 
с использованием образовательной технологии ТРИЗ
и развитием логического мышления
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт - Петербурга

 «Зонтик»

Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы

с использованием образовательной технологии ТРИЗ

и развитием логического мышления

Воспитатель: Лукьянова Татьяна Николаевна

2020г., Колпино, Санкт - Петербург

Участники: дети средней группы, 4-5 лет.

Количество детей: 10 человек

Длительность: 20 минут

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Цель: систематизировать знания о зонтике, развивать творческую, смело мыслящую личность.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление детей о свойствах предмета;
  • обучать функциональному подходу восприятия подсистем;
  • формировать умение выделять и складывать фигуру из частей головоломки;
  • активизировать мышление детей путём разрешения проблемных ситуаций.

Развивающие: 

  • развивать внимание, быстроту реакции
  • развивать умение прогнозировать
  • развивать диалектическое мышление
  • развивать восприятие формы
  • развивать логическое мышление
  • развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыкальный инструмент «колокольчик»
  • развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Воспитательные:

  • воспитывать способность к преодолению трудностей в поставленной задаче;
  • воспитывать у детей привычку к фантазированию, изобретению.

Оборудование и материал:

  • зонтики на каждого ребёнка;
  • картинки с частями зонтика;
  • музыкальный инструмент «колокольчик»;
  • картинки к игре «Зачем нам нужен зонтик?»;  
  • картинки по истории создания зонтика;
  • наборы логических головоломок «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка;

Ход занятия

  1. Эмоциональный контакт

Сюрпризный момент

Воспитатель: Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Николаевна, и сегодня я пришла к вам, чтобы поиграть. Посмотрите, пожалуйста, вокруг и скажите, может быть, вы заметили что – то необычное в вашей группе?

Дети проходят по группе и находят большой пляжный зонт.

Дети: Это зонтик!

Воспитатель: Молодцы ребята!

Дети вместе с воспитателем встают под него.

  1. Вопросы, обсуждение, анализ подсистемы

Игра «Из каких частей состоит зонтик?»

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на зонтик и скажите, из каких частей он состоит?

Дети: Ручка, спицы, ткань, замок.

Воспитатель: Для чего  нужна ручка? Для чего нужны спицы, ткань, петелька, замок?

Дети: Чтобы держать зонтик в руках. Чтобы к ним крепилась ткань. Чтобы человек не промок. Чтобы повесить зонтик. Чтобы зонтик можно было раскрывать  и собирать.

  1. Диалектическая игра «Хорошо, плохо» (противоречия в предмете)

Воспитатель: Ребята скажите, а если у зонтика не будет ручки. Это будет хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему?

Дети: Тогда не за что будет взять зонтик.

Воспитатель: А если у зонтика будет две ручки? Это будет хорошо или плохо?

Дети: Хорошо! Можно идти вдвоём под одним зонтиком и держаться за свою  ручки.

Воспитатель: Дети вы знаете, как называется часть зонтика, которая состоит из спиц и ткани?

Дети: нет.

Воспитатель: Это называется купол зонтика?  Скажите, ребята, было бы хорошо или плохо, если бы у зонтика было два купола?

Дети: Хорошо. Можно идти вдвоём и не мешать друг другу. Плохо. Зонтик очень большой получается.

  1. Развитие логического мышления. Игра «Собираем зонтик»

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю, самостоятельно собрать  зонтик из деталей головоломки «Колумбово яйцо». Вы можете сложить зонтик по предложенной схеме, которая лежит у вас на столе.

  1.  Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Дети, вы свободно гуляете по группе, когда слышите чириканье птиц. Это значит, на улице, светит солнышко, и нет дождя. Но как только вы услышите звон колокольчика, вам нужно спрятаться под зонтик, потому - что  полился дождик.

  1. Игра на системное, функциональное мышление «Зачем нам нужен зонтик? Что из него мы можем сделать?»

Воспитатель: Дети, давайте подумаем, для чего нам нужен зонтик? (воспитатель показывает наводящие картинки, если дети затрудняются ответить и проигрывает с детьми некоторые ситуации) – всем детям раздаются зонтики.

Дети:

  1. Чтобы не промокнуть, когда идёт дождь или мокрый снег.
  2. Спрятаться от палящего солнца летом, когда на улице очень жарко.
  3. Можно использовать, как трость, если случайно подвернул ногу, во время прыжков по лужам и тебе трудно идти (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
  4. В автобусе, держась за зонтик, зацепиться его ручкой  за поручень, до которого тебе не достать (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
  5. Сложить в него продукты, если порвался пакет (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми)
  6. Принести воды в зонтике, для постройки песочного замка на пляже, если у вас с собой нет ведёрок и формочек (воспитатель проигрывает смоделированную сам).
  7. Можно измерить глубину лужи, если хочется пройти по ней в резиновых сапогах и не промочить ноги (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
  8. Можно даже сделать клумбу из зонтика (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
  1. Интересный факт про зонтик

Воспитатель: Дети, представляете, зонтик придумали очень и очень давно, в стране, которая называется Китай. Одна китаянка очень хотела всегда ходить с крышей над головой. Её муж был мастером на все руки, он сделал ей зонтик из веток, больших листьев и перьев птиц (воспитатель свой рассказ сопровождает показом слайдов).

  1. РТВ (развитие творческого воображения), МФО приём присоединения к предмету признаков случайного объекта.

Игра «Зонтики в будущем»

Воспитатель: Дети, как всё – таки хорошо, что придумали зонтик!  Ребята, а давайте сейчас попробуем придумать новые зонтики! Я вам буду показывать картинки с предметами  предметы: карандаш, зеркало, лампочка.

Давайте скажем, что можно делать с помощью карандаша, зеркала? Для чего людям нужна лампочка?

Дети: Карандашом можно рисовать. В зеркало можно увидеть своё отражение. Лампочка нужна, чтобы было светло.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте попробуем объединить эти предметы по очереди с зонтиком. Что же тогда у нас получится?

Дети: Зонтик – карандаш! Ручкой зонтика  можно рисовать.

          Зонтик – светильник! Внутри зонтик будет светиться. Всё видно, когда идёшь по темноте.

          Зонтик – зеркало! Можно посмотреть на самого себя.

Воспитатель предлагает детям выбрать любой другой предмет. Дети выбирают, например: машинка, стул и т.д. По - аналогии дети придумывают свои зонтики.

Дети: Зонтик на колёсах. Его не надо нести в руках, он сам рядом едет. Зонтик – стул может раскладываться в стул, если человек устал и хочет посидеть (или другие варианты детей)

  1. Системный оператор

Игра «Круг в круге»

Воспитатель: Дети, перед вами нарисованы  три круга. В круге, который находится посередине, я расположу наш зонтик. В маленьком круге будут находиться отдельные части этого зонтика. В самом большём круге, нужно расположить картинки с местами, в которых может быть этот предмет (воспитатель предлагает детям заполнить круги соответствующими картинками).

улица   парк  лес                                 пляж

         зонтик

ручка

спицы

ткань

замок

Воспитатель: Дети, сейчас к этим трём кругам я добавлю один круг слева. Это круг – прошлое. В него мы поместим картинку с зонтиком, который был в прошлом. Один круг справа. Это круг – будущее. В него мы поместим зонтики, которые вы придумали.

улица   парк  лес                                 пляж

зонтик из веток, листьев и перьев

зонтик – карандаш,

зонтик-  стул

         зонтик

ручка

спицы

ткань

замок

  1. Подведение итого занятия

Воспитатель: Дети, что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? (каждый ребёнок говорит о том, что ему понравилось)

Дети: Мне больше всего понравилось придумывать зонтики!

Воспитатель: Дети вы молодцы! Я верю, что в будущем, когда вы вырастите, вы обязательно станните изобретателями не только зонтиков, но и многих других предметов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "В гости к трем медведям"

Авторское занятие ориентировано на детей средней группе, включает элементы ФЭМП, ФЦКМ, конструирование. Соответствует ФГОС....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию с элементами сказкотерапии

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию с элементами сказкотерапии"Теремок"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект Интегрированной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы. (раздел образовательной программы «Познавательное развитие»)

КонспектИнтегрированной непосредственно – образовательной деятельностис детьми средней группы.(раздел образовательной программы «Познавательное развитие»)...

«Простуда» Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием технологии ТРИЗ и развитием логического мышления

laquo;Простуда»Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием  технологии ТРИЗ  и развитием логического мышления...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...