Занятие по лепке в старшей группе.Тема : «Чудо-хохлома».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Юрченко Светлана Витальевна

Цель : изготовление чаши «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokaz_zan_po_hohlame.docx498.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  «Чудо-хохлома».

Цель : изготовление чаши «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Задачи :

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи).

Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

Практический (самостоятельное выполнение работы).

Материал для занятия:

шаблон чаши ( золотого цвета)

отрисовка орнамента

набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый),

образцы изделий хохломы и образец готовой работы,

салфетка.

Ход занятия:

1. Основная часть.

(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки)).

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар. Ярмарка - это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

C:\Users\Владелец\Desktop\показ з фото\IMG-fcbda83a57573e9a8c97b79275263f60-V.jpg

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду).

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.

Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.

Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусели».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

C:\Users\Владелец\Desktop\показ з фото\IMG-544ccc34d84d1ff6a6c0360af18eddb2-V.jpg

(все кланяются друг другу).

2. Практическая часть.

Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую чашу. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы

 Воспитатель: поиграем? Игра называется "Ромашка". У меня на доске размещен самый центр цветка (показываю), ещё есть лепестки, на каждом из которых элемент хохломской росписи. Вы должны выбрать по одному лепестку, назвать элемент росписи и приклеить его к центру ромашки. Кто первый подойдёт? (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки. Во время выполнения задания воспитатель дополнительно спрашивает об основных цветах хохломской росписи). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы.

Технология выполнения элементов:

Травинки . Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.

Завиток . Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.

Листики . Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.

Клубника . Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.

Цветы . Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.

Самостоятельное выполнение работы

Воспитатель: ну вот, а теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

C:\Users\Владелец\Desktop\показ з фото\IMG_20210423_105533.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\показ з фото\IMG-c2ac09af18d46bf4dd4385c02fe45816-V.jpg

Физкультурная разминка «Бутончик»

(Выполняется возле столов во время выполнения работы)

Каждый бутончик

(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой)

Склониться бы рад

(Наклоны влево — вправо, руки за голову)

Влево и вправо,

Вперед и назад.

(Наклоны вперед — назад)

От ветра и зноя

(Круговые движения туловищем влево — вправо)

Бутончики эти

(Руки за головой)

Спрятались живо

В цветочном букете.

(Руки вниз, держать осанку)

3. Заключительная часть.

C:\Users\Владелец\Desktop\показ з фото\IMG-80274a85cb41a8f8625cb51fb005598d-V.jpg

Педагог: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. А этой чашей (образец работы), мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в старшей группе Тема «Идет лиса с базара с подарками»

Конспект занятия по лепке в старшей группеТема «Идет лиса с базара с подарками»...

конспект занятия по лепке в старшей группе. ТЕМА " ФИАЛКА"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, об...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Цель: Закреплять навыки работы с пластилином, развивать умение использовать в лепке бросовый материал.Образовательные области: познавательное развитие , художественно- эстетическое развитие,...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки»....

Конспект занятия по лепке в старшей группе.Тема: коллективная работа «Подводный мир»

Тема : колективная работа "Подводный мир"Цель: познакомить детей с названиями раковин и их обедателями...

Конспект занятия по «Лепке» в старшей группе Тема: «Богатыри – защитники русской земли»

Конспект занятия по «Лепке» в старшей группеТема: «Богатыри – защитники русской земли»...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Игрушки»

Конспект занятия по лепке в старшей группе.Тема: «Игрушки»...