«Роспись матрешек»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Суслина Татьяна Федоровна

(по мотивам мордовского народного искусства)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_matreshki.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роспись матрешек»

(по мотивам мордовского народного искусства)

Задачи  

Познакомить детей с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.

Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.

закрепить трудовые навыки в самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.

Оборудование: кисти, гуашь, трафареты матрешек и объемные заготовки, палитры, баночки для воды, матрешки, рисунки детей, работы педагога, Тсо, стихи, загадки о матрешках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня чудесное, светлое, морозное утро!  Такая погода придает бодрость и веселье. Давайте улыбнемся друг другу и скажем наш девиз:

   Мы веселые ребята!

Мы ребята – дошколята!

На занятье мы пришли,

Чтобы знания обрести!  

  А сейчас все внимание на меня, я хочу загадать вам загадку:

 Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки по мотивам мордовского народного искусства.

II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

     В старинное подмосковное имение известного промышленника  и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка- россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

слайд: русские матрешки.

Выходят три девочки в костюмах матрешек.

1 – я матрешка.

 Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

2 – я матрешка.

   Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
             

3– я матрешка.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет
.

Девочки, встают друг за дружкой, приседая «лесенкой».

Заготовка матрешки пускается по рядам.

слайд: семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки.

         И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например…

1 – я матрешка.

 Я – семеновская матрешка.

Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держу  розочки в руке,
и спиральки на платке.

2 – я матрешка.

 Я матрёшка из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада
Мне художниками дан 
Яркий русский сарафан
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

3 – я матрешка.

 Я – полхов – майданская матрешка.

 Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!

Звучит музыка, матрешки поют частушки

              Все вместе

 Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Мы втроем поем частушки

И танцуем мы втроем.

1 матрешка

."Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”.

            2 матрешка

Мы матрешки, мы сестрички,

  Мы подружки – невелички.

  Как пойдем плясать и петь –

  Вам за нами не успеть.

3.матрешка

    И кроваток нам не нужно,

    Потому что в час ночной

    Спим мы вместе, спим мы дружно,

    Спим мы все одна в другой.

                Все вместе

Мы пропели вам частушки

 Хорошо ли, плохо ли.

 А теперь мы вас попросим,

 Чтоб вы нам похлопали.

1 – я матрешка (загорская). Но вот беда – надоел мне мой зеленый сарафан. Хочется новенького чего – нибудь.

2 – я матрешка (семеновская). А мой фартучек выцвел  от времени, поизносился. Обновить бы его.

3 – я матрешка (полхов – майданская). А мои цветы завяли, того гляди лепестки опадут. Может ребята мне помогут?..

    Ну что ж, наши мастера –согласны вам помочь. Вот только «оденем» мы вас в соответствии с традициями нашего мордовского народа.

Ребята, давайте уточним, что же мы увидим в наряде мордовской матрешки?

слайд: мордовский народный костюм.

    Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Основной частью женского костюма являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт в одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

     Прямые полотнища, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье, по руковам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Силуэт одежды подчеркивает дородность фигуры женщины, роль которой на земле – дарить человеку жизнь.

    А что вы можете сказать о традициях народной вышивки?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя.

 Мордовскую вышивку отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, выделяет не многоцветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов.

Заходит девочка ,матрешка –мордовочка, под мордовскую плясовую музыку.

Матрешка: Шумбратадо, тейтернеть ды цёрынеть!

Дети: Шумбратадо, матрёшка!

Ведущая: Здравствуй, Матрёшка. Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях.

Матрешка

Наша мордовская Матрёшка стройнее своих

подружек. Она одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и рядами бус на шее (с показом иллюстрации матрёшек). В некоторых мордовских селах матрёшек делают целыми семьями. Глава семьи обычно вырезает матрёшку, а его жена и дети расписывают матрёшек яркими аниловыми красками.

слайд: мордовские матрешки. 

Рассказ воспитателя

   Посмотрите на примеры профессиональной росписи матрешек. Здесь использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники удачно применили в изделиях разнообразные элементы  нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Насыщенный цвет хорошо подчеркнут «чистой» деревянной поверхностью матрешки и уравновешивается яркой полосой, обозначающей нижний край платья-панара. Таким образом матрешка приобрела свое лицо, свое национальное разнообразие.

Ребенок

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Физ минутка «Танец с матрешками»

Воспитатель

Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять

Пальчиковая гимнастика.
воспитатель. А сейчас мастера за работу всем пора.

Взял я в руки кисть и краски

Стал волшебником из сказки.

На матрёшке белый сарафан,

И мордовские узоры

Тонко вывела рука.

 Самостоятельная художественная деятельность детей. (украшают заготовку матрёшки).
Звучит мордовская  народная музыка.

Итог      Выставка работ ,обсуждение правильности росписи, сочетания цветов, оригинальности решения художественного образа. Отмечается, что все успешно справились с работой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."

Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

НОД «Роспись матрешек» (по мотивам мордовского народного искусства)

НОД по мотивам мордовского народного искусства...

Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)

Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...