Речь и сенсорное развитие ребёнка
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Васильевна Попова

Статья о взаимосвязи развития речи и сенсорного развития ребёнка с упражнениями сенсорной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_sensornoe_razvitie.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

   

                      Речь и сенсорное развитие ребёнка

              Развитие речи ребёнка напрямую зависит от его сенсорного развития. Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существуют каналы, по которым окружающая среда передаёт сигналы организму: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения, вестибулярная система, гравитация.

      Что должно насторожить родителей и педагогов в первую очередь.

  • Если ребёнок избегает тактильные стимулы: поглаживания, щекотки, подстригание ногтей, волос, мытьё волос, умывание. Или, наоборот, у ребёнка слишком грубые объятия.
  • Если ребёнок избегает зрительного контакта с собеседником, слишком яркого света.
  • Если у ребёнка страх или раздражение от громких звуков, пылесоса или дрели.
  • Если  ребёнок отказывается пробовать новые виды продуктов, пищи. У него чрезмерная реакция на запахи. Консервативен в еде.
  • Если ребёнок невнятно говорит, не может показать язык.

             При наличии имеющихся  показателей можно говорить о нарушении сенсорной интеграции – как о нарушении обработки сенсорной информации. Этот термин появился в 90-е годы прошлого века. Нарушение сенсорной интеграции выявляются не только у детей, но и у взрослых.

                                  Сенсорная коррекция

1.        Вкус. Знакомство с новыми продуктами, предпочтительно твёрдой консистенции. Ребёнок с закрытыми глазами пробует, жуёт и определяет на вкус продукт. Предварительно необходимо познакомиться с этими продуктами. Один новый продукт в течение 1-2 недель. Это по правилам введения прикорма у младенцев. Сюда можно отнести и культуру питания. Закладывать в рот небольшой кусочек пищи, но тщательно его пережёвывать. Это необходимо для обильного смачивания пищи слюной, для включения в работу всех имеющихся рецепторов, а также для работы нижней челюсти, мышц языка, мягкого нёба.

2.        Обоняние. Постепенное знакомство с новыми запахами продуктов, предметов. Проговаривание признака аромата и вкуса  (сладковатый, пряный, горький, кислый и т.д. )

3.        Зрение. Глазодвигательная гимнастика.

4.        Слух. Слуховое внимание напрямую связано с вестибулярным аппаратом. Предлагать ребёнку качаться на качелях  достаточно высоко во время прогулки. Можно качаться в гамаке. Крутиться на офисном стуле. Виснуть вниз головой на турнике.

5.        Разнообразие тактильных ощущений. Прикосновение разнофактурными материалами (мех, шёлк, бумага и др. ) к разным частям тела (правая рука, левая коленка, указательный палец правой руки и т.д.). Угадывание материала или предмета с закрытыми глазами. Использование губки, мочалки для душа. Лёгкое растирание разнофактурным полотенцем после ванны или душа. Заворачивание ребёнка в одеяло, плед, ковёр. Укрывание тяжёлым одеялом (8,5 кг) для сна. Рисование пальчиковыми красками. Ходить босиком по камушкам или разнофактурным покрытиям. Предложить ребёнку помочь маме перебрать гречку для каши. Или поиграть в «Золушку», когда необходимо распределить крупу 2-3 видов. То же самое с пуговицами.

6.        Вестибулярная система. Прыжки на батуте. Кататься на велосипеде. Ходить спиной вперёд на полной стопе, на носках, на пятках. Лазать по шведской стенке. Качаться, крутиться  на  качелях сильно.  Прыгать на двух ногах, попеременно  на правой,  на левой ноге.

7.        Пропреоцептивные ощущения (ощущение положения своего тела). Упражнения на баланс и равновесие (сенсорная подушка на голове для статичного равновесия с открытыми, затем закрытыми глазами. Ходить с подушкой вперёд лицом, затем вперёд спиной. Подкидывать подушку выше головы и ловить её минимум 10 раз). Ритмичное отбивание мяча. Малышам подражать  движениям животных (ходить, как уточка, переваливаясь с одной ноги на другую; прыгать, как заяц; осторожно красться, как лиса и т.д.), имитировать трудовые действия людей (забивать молотком, пилить пилой, помешивать ложкой и т.д.), имитация движения разного транспорта (летит самолёт, едет поезд, плывём на лодке и т.д.). Ползать в «тоннеле» из покрывала и подушек и стульев. Ходить по верёвочке «дорожке», по скамейке «мостику» с последующим спрыгиванием, прыгать только по  «камушкам» и т.д. Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития мелкой моторики. Детям школьного возраста сидеть за столом с утяжелителями на ногах. Отжимание, подтягивание, лазание по канату. Прыгать на скакалке, в классики, в резиночку. Комплекс упражнений для рук для выработки красивого и понятного почерка. Артикуляционные упражнения для лица (щёк, губ, бровей), включая артикуляционный массаж. Упражнения для нижней челюсти, языка. Выработка плавной, целенаправленной воздушной струи. Дыхательная гимнастика с движениями. Исправление нарушений звукопроизношения. Обязательно показан спорт, регулярные тренировки! Носить посильные тяжести, толкать тяжёлые предметы впереди себя, тянуть на себя (перетягивание каната). Упражнения на регуляцию и контроль за деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Речь и сенсорное развитие ребёнка

Статья о взаимосвязи развития речи и сенсорного развития ребёнка с упражнениями сенсорной коррекции....