Организация экологической тропы
консультация по окружающему миру

Потапушкина Галина Ивановна

 Консультация для педагогов «Организация экологической тропы в ДОУ»   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. (Слайд 2)

Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.В представленном материале предлагается творческое решение задачи подготовки воспитанников к пониманию экологических проблем на основе духовно – нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы. (Слайд 3)

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. (Слайд 4)

Цели и задачи экологической тропы.

Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности. (Слайд 5)

Задачи:

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы. (Слайд 6)

Участники тропы: воспитатели, родители, воспитанники детского сада. (Слайд 7)

Объекты экологическойтропы. (Слайды 8, 9)

На протяжении маршрута экологической тропы предполагается13 объектов, т. е. остановок для детей, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.

В начале экскурсии рекомендуется начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.Для того, чтобы создать экологическую тропу необходимо: изучение методической литературы, обследование    территории детского сада и выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы.                                                                          Cоздание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов -стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст ребенка, тем лаконичней должна быть схема. Для детей младшего возраста делаются крупные рисунки: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает путь от одного объекта к другому.  Начало объекта начинается об информации об объекте: здесь расположена схема тропы. На этом объекте дети знакомятся с объектами тропы правилами поведения натропе.

Маршрут экологическойтропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы,от которой и начинается маршрут.

Педагог вместесдетьми выбирают «хозяина»тропинки–сказочногоперсонажа. Это может быть мудрая сова, старичок – лесовичок, гриб Боровик и другие сказочные герои.              «Хозяинтропы»будетдаватьдетямзадания,иприглашатьихксебевгости.

Начало нашей экологической тропы начинается с главного входа в детский сад (гр.№5)

Елочка-зеленая иголочка (Уголок леса)

Характеристика объекта

На территории детского сада растут ели (под окнами 13 группы). Уголок леса (Фитонцидный уголок)- оздоровительныйучасток на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Цель:

- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;

- развивать любознательность у детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).

Стройная рябина

Характеристика объекта (на площадке гр.№4)

Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.- сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;- провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;

- измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;

- с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;

- наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;

- как человек заботится о деревьях, почему; - работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.

Сиреневая  сказка

Характеристика объекта (под окнами гр.№3,4)

Крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. - возможность формировать знания о разнообразии кустарников;

Цель:

- закреплять умение определять по внешним признакам кустарники;

- вызывать эмоциональный отклик на вид сирени

Зелёная аптека

Характеристика объекта

На этой видовой площадке можно увидеть разнообразие лекарственных растений, узнать их биологические особенности (лечебные свойства,Это могут быть лекарственные растения: календула, мята, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.

- учить распознавать части растений;

- исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);

проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Альпийская горка

Характеристика объекта

(около гр.№12)

Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. - поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают;

- сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы;

- способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей 

Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели — это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края, их узнавания. Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. - обобщать и уточнять знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания;

Деревенское подворье (около гр.№11)                                                                                                                                                                       Малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень, мельница, телега, фигура бабушки, фигуры животных, пугало. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки. - знакомство с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека;

- формирование понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком;

- воспитание заботливого отношения к ним.

Метеоплощадка

Характеристика объекта

(в торце  гр.№10)

Это специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдения  за природными явлениями. Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы.

- изучение и наблюдение за явлениями природы (осадки, направление ветра,

- использование простых приборов, помогающих определять погоду,

- педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Птичья столовая

Характеристика объекта

(перед окнами гр.№10)

Наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаем детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники, сделанные родителями, размещены в пределах видовой площадки. - предназначение скворечника;

- рассматривание домика для птиц;

- наблюдение за птицами;

-слушание писка птенцов;

-слушание пения взрослых птиц;

- слушание пения разных птиц в записи.

Дорожка здоровья

Характеристика объекта

(спортивная площадка)

Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке. - развитие здоровья детей;

- формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;

- активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;

В гостях у Лесовичка

Фруктовая аллея

Характеристика объекта

Фруктовый сад - участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами. Назначение фруктового сада дарить радость от общения с природой. - знакомство с плодовыми деревьями;

- знакомство с плодами;

- возможность наблюдать как цветок превращается в плод;

- сбор урожая;

- сказки, стихи, песни о плодовых

Цветочная мозаика

Характеристика объекта

(клумбы гр.№5,6,7)

Это ограниченная территория (клумбы, накоторых выращиваются различные декоративные растения). В цветниках можно представитьразличные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ. - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- сенсорное развитие детей во время прогулок за цветниками;

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Берёзовая аллея

Характеристика объекта

(дорожка на выход между площадкой гр.№5 и №13)

Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.

Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Пословицы и поговорки о деревьях.

Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.

Для города каждое дерево дорого.

Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация экологической тропы вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekologicheskoy_tropy.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация экологической тропы в ДОУ»   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. (Слайд 2)

Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.В представленном материале предлагается творческое решение задачи подготовки воспитанников к пониманию экологических проблем на основе духовно – нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы. (Слайд 3)

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. (Слайд 4)

Цели и задачи экологической тропы.

Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности. (Слайд 5)

Задачи:

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы. (Слайд 6)

Участники тропы: воспитатели, родители, воспитанники детского сада. (Слайд 7)

Объекты экологическойтропы. (Слайды 8, 9)

На протяжении маршрута экологической тропы предполагается13 объектов, т. е. остановок для детей, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.

В начале экскурсии рекомендуется начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.Для того, чтобы создать экологическую тропу необходимо: изучение методической литературы, обследование    территории детского сада и выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы.                                                                          Cоздание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов -стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст ребенка, тем лаконичней должна быть схема. Для детей младшего возраста делаются крупные рисунки: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает путь от одного объекта к другому.  Начало объекта начинается об информации об объекте: здесь расположена схема тропы. На этом объекте дети знакомятся с объектами тропы правилами поведения натропе.

Маршрут экологическойтропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы,от которой и начинается маршрут.

Педагог вместесдетьми выбирают «хозяина»тропинки–сказочногоперсонажа. Это может быть мудрая сова, старичок – лесовичок, гриб Боровик и другие сказочные герои.              «Хозяинтропы»будетдаватьдетямзадания,иприглашатьихксебевгости.

Начало нашей экологической тропы начинается с главного входа в детский сад (гр.№5)

Елочка-зеленая иголочка (Уголок леса)

Характеристика объекта

На территории детского сада растут ели (под окнами 13 группы). Уголок леса (Фитонцидный уголок)- оздоровительныйучасток на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Цель:

- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;

- развивать любознательность у детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).

Стройная рябина

Характеристика объекта (на площадке гр.№4)

Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.- сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;- провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;

- измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;

- с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;

- наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;

- как человек заботится о деревьях, почему; - работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.

Сиреневая  сказка

Характеристика объекта (под окнами гр.№3,4)

Крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. - возможность формировать знания о разнообразии кустарников;

Цель:

- закреплять умение определять по внешним признакам кустарники;

- вызывать эмоциональный отклик на вид сирени

Зелёная аптека

Характеристика объекта

На этой видовой площадке можно увидеть разнообразие лекарственных растений, узнать их биологические особенности (лечебные свойства,Это могут быть лекарственные растения: календула, мята, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.

- учить распознавать части растений;

- исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);

проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Альпийская горка

Характеристика объекта

(около гр.№12)

Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. - поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают;

- сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы;

- способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей  

Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели — это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края, их узнавания. Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. - обобщать и уточнять знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания;

Деревенское подворье (около гр.№11)                                                                                                                                                                       Малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень, мельница, телега, фигура бабушки, фигуры животных, пугало. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки. - знакомство с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека;

- формирование понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком;

- воспитание заботливого отношения к ним.

Метеоплощадка

Характеристика объекта

(в торце  гр.№10)

Это специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдения  за природными явлениями. Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы.

- изучение и наблюдение за явлениями природы (осадки, направление ветра,

- использование простых приборов, помогающих определять погоду,

- педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Птичья столовая

Характеристика объекта

(перед окнами гр.№10)

Наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаем детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники, сделанные родителями, размещены в пределах видовой площадки. - предназначение скворечника;

- рассматривание домика для птиц;

- наблюдение за птицами;

-слушание писка птенцов;

-слушание пения взрослых птиц;

- слушание пения разных птиц в записи.

Дорожка здоровья

Характеристика объекта

(спортивная площадка)

Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке. - развитие здоровья детей;

- формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;

- активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;

В гостях у Лесовичка

Фруктовая аллея

Характеристика объекта

Фруктовый сад - участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами. Назначение фруктового сада дарить радость от общения с природой. - знакомство с плодовыми деревьями;

- знакомство с плодами;

- возможность наблюдать как цветок превращается в плод;

- сбор урожая;

- сказки, стихи, песни о плодовых

Цветочная мозаика

Характеристика объекта

(клумбы гр.№5,6,7)

Это ограниченная территория (клумбы, накоторых выращиваются различные декоративные растения). В цветниках можно представитьразличные неприхотливые однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ. - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- сенсорное развитие детей во время прогулок за цветниками;

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Берёзовая аллея

Характеристика объекта

(дорожка на выход между площадкой гр.№5 и №13)

Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.

Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Пословицы и поговорки о деревьях.

Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.

Для города каждое дерево дорого.

Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация экологической тропы вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация экологической тропинки в детском саду

организация экологической тропинки в детском саду...

Методическая рекомендация по организации экологической тропы.

Конспект занятий по экологии для детей средней группы....

Организация экологической тропы в ДОУ.

Организация экологической тропы в ДОУ.Методические рекомендации....

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм...

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...