Методическая рекомендация по организации экологической тропы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Панкова Нина Викторовна

Конспект занятий по экологии для детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект занятий по экологической тропе .

                      ( средняя группа)

  Цели:

 . Продолжать наблюдать за весенними изменениями в природе.

 . Способствовать обобщению представлений детей о деревьях;

     у них есть ствол, листья , ветки.

 .  Систематизировать представления детей о их              

    сезонных явлениях (много света, тепло, на деревьях  набухают  почки,

   деревья « просыпаются»).

 . Воспитывать у детей интерес к растениям ,

    желания ухаживать за ними.

 . Формировать положительные эмоции к окружающему миру.

 . Развивать у детей память , внимание, умение соотносить в играх

   движения со словами.    

Материалы : схема - карта, коробка для находок .

Объекты наблюдений: рябина, береза, шиповник, туя.                              

                     Ход занятия :

Предварительно в группе,   воспитатель с детьми  рассматривает карту, выбирают маршрут. Занятия проводятся на улице.

Воспитатель: Ребята, какой чистый воздух и как легко дышится .

Ребята, какое сейчас время года? (Весна).

Точно , весна? Расскажите о ней.

 Дети рассказывают стихотворение:

    Вот пришла, пришла весна

    Очень теплая она.

    Солнышко печет, печет

    Травушка растет, растет

    Тает снег, ручьи бегут.

     Одуванчики растут

     Насекомые ползут

     Птички весело поют.

 Похоже, значит и правда,  пришла весна.

Наш девиз: Все подмечать, замечать и ничего не забывать!

Дети показывают на карте путь следования.

Сейчас мы с вами отправляемся к нашей рябинке.

Объект 1:

Как же наша рябинка изменилась, ее и не узнать. Проснулась после зимы.

Пригрело солнышко и стали набухать почки.

 Посмотрите ребята, на земле много  сухой корочки от ягод . Почему?   Ягоды рябины – пища для многих птиц и животных

 В лесу любят ягоды дрозды, скворцы и другие животные (ежи ,мыши ,лоси ,медведи)..

А, в городе, прилетали поклевать ягоды. Какие птицы?( Вороны, синицы).          

Давайте  ребята, посмотрим какая у рябины  кора (Толстая ,шершавая с трещинками).А в таких трещинках мог кто-то зимовать.

В  трещинки забирались и спали до весны насекомые.(Всевозможные жучки).

Если повредишь кору , дерево может погибнуть.

Рябина очень полезное дерево. Когда зацветает- дает ароматный мед для насекомых. И полезные ягоды для людей.

 Стихотворение детей о рябине.

Во дворе стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спину.

Ветер ветки шевелит

Но рябинка только гнется,

Не печалится - смеётся.

В коробочку собрали корочки (кожуру от ягод).

Объект 2:

 Раскрываем  карту и смотрим под какой цифрой наша березка .

Дети отправляются к знакомой своей березке. По дороге они беседуют о погоде.

 Вопросы:    Какой сегодня день (ясный, пасмурный)

                      Дует ли  ветер , идет ли дождь.                                         Воспитатель: «Дети, посмотрите внимательно на деревья и скажите ,какие изменения произошли ( ярко светит солнце, тепло, и набухают почки). Воспитатель подводит детей к любимой березке, которую дети выбрали сами

 (накануне наблюдения о всех сезонных изменениях).

 Нужно поздороваться со своим другом : подойти к нему ,  обнять, погладить кору,  и послушать ,что оно прошелестит в ответ.

Обратите внимания , что ствол дерева покрыт корой .Отличается ли кора      березы от коры рябины?

.Для чего нужна кора дереву?(Оберегает дерево от мороза, жары , различных вредителей)

Давайте погладим кору у березки : гладкая она или шершавая (гладкая)

Ребята, обнимите ствол дерева и попробуйте вытащить березку из земли.

Кто , так крепко держит в земле березку.(Корни)

Давайте ребята, станем березкой.

              Стоит стройная березка, (опустив руки вдоль туловища ,стоим)

              Подул тихий ветерок, (медленно руками вправо, влево)

              Дует ветер нам в лицо, (махать руками на себя)

              Закачалось деревцо, (руки вверх, покачивание из стороны в сторону)

              Ветерок все тише, тише (плавно приседать)

              Деревцо все выше, выше. (плавно вставать, руки вверх)

Воспитатель: « Молодцы ребята, порадовали нашу березку, теперь давайте

ей расскажем, что так гнул ветер у березки .(Ветки)

А, какие у нее веточки? (Тонкие, гибкие) Их можно потрогать ,но не ломать.

Давайте в нашу коробочку найдем и положим сухие веточки .Можно ли из этих веточек сделать поделки? (Можно).

Воспитатель: Наша березка любит свет и простор , не боится  ни трескучих морозов , ни порывистых ветров.

 Объект 3 :                                                                                                     А , теперь, наша остановка у шиповника. Ребята , шиповник это куст или дерево ? (Куст).

Чем отличается куст от дерева? (У дерева один ствол ,а у куста – много)

 Можно ли погладить ствол шиповника , как ствол березки  ?

(Нет, ствол покрыт шипами).

Ребята , помните какие цветы были у шиповника?

(Красивые ,красные , большие).В теплое время к ним прилетают пчелы и шмели.  Ребята , к шиповнику прилетают ли птицы? Конечно ,на веточках висят плоды. В холодное время кожурой и семенами питаются синички  ,воробьи. Они полезны не только птицам , но и людям.

Из  плодов готовят витаминный , вкусный чай .Фитокабинет.

В коробочку сложить найденные плоды шиповника.

Объект 4 :

Какая остановка у нас впереди?  Послушайте ,загадку.

                   Зимой и летом ,

                   Одним цветом . (Ёлка).

А , вот и нет! Сейчас мы  с вами пойдем к вечнозеленому  дереву.

Воспитатель подводит детей к туе .Какие по возрасту эти деревья молодые или взрослые?

  Эти ,ребята, деревья ещё молодые .Взрослое дерево достигает до 15м.-

очень высокое .Молоденькие деревья имеют пирамидную форму ,а с возрастом становятся как яичко по форме - яйцевидная.

 Листья необычные -  чешуевидные. Посмотрите , совсем не похожи на иголочки  у елки .У туи есть шишечки . Что в них спрятано? (Спрятаны семена).  Когда они созревают ,то вылетают из них.

 Туя очень долговечное дерево оно живет больше 100 лет.

Зимоустойчивая , но и прекрасно живет в тени.  Не боится стрижки.

Давайте, ребята с вами поиграем.

 Встанем в круг. Одна группа детей будет – маленькая  туйка, другая – большое дерево.

 По очереди: Приседают маленькие – встали.

                      Большие присели         - встали

 Давайте , покажем какие маленькие деревья – домик над головой( имеют пирамидную форму) А ,большие деревья – овальную(яйцевидную).

Молодцы! Ребята , из листьев туи получают эфирные масла.

Этим маслом лечат кожу и оно помогает при простуде.

Какая хорошая, у нас была тропа! Мы  ребята ,  очень многое  узнали.

Давайте, попрощаемся с туями. И придём в следующий раз, чтобы узнать что-нибудь интересное. МОЛОДЦЫ! Где мы побывали? Перечислить объекты наблюдения.

Воспитатель с детьми возвращаются в группу и делают зарисовки в альбоме наблюдений.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

Методические рекомендации по созданию экологической тропы

Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция...

Методические рекомендации по организации экологической тропы

Методические рекомендации по организации экологической тропы....

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...

Методические рекомендации для педагогов "Экологическая тропа как средство познавательного и речевого развития дошкольников"

В методических рекомендациях рассматривается:значение экологической тропы;методические рекомендации по организации экологической тропы;формы работы с детьми на экологической тропе.К методическим реком...

Методические рекомендации по организации экологического уголка в детском саду

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой....