организация экологической тропинки в детском саду
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Светкина Надежда Алексеевна

организация экологической тропинки в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ekologicheskaya_tropinka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд.

Что такое экологическая тропинка?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек объектов.

 Рисунок 1. Первый положительный опыт общения с природой у детей происходит на экологической тропинке, которая превращает прогулку в увлекательное путешествие по «Стране деревьев» или отправляет дошколят в «Мир насекомых». Рисунок 2.

Экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.д.); в) в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно больше количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды деревьев, кустарников, мертвых деревьев, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, клумбы, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков). Рисунок 3. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных мест за пределами территории детского сада.

Организация работы с детьми. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у нас у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и наших целей. В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если мы проводим ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки,  если же перед нами стоит конкретная цель ( например, при помощи луп исследовать пень), то ограничиваемся только одним объектом.

На тропе можно  проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, развлечения. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности.

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является экологическое воспитание. Наша цель – научить детей видеть и чувствовать красоту каждой травинки, каждой букашки, каждой капельки воды, научить понимать потребности живых организмов, научить любить природу.

Для обеспечения возможности общения с живой природой на территории нашего детского сада проложена малая экологическая тропа, где дети знакомятся с травами, учатся распознавать породы деревьев, трудятся на огороде, наблюдают за насекомыми, птицами. Рисунок 4.

Наша экологическая тропа имеет 10 видовых точек и разделена на 8 познавательных зон, таких, как ……..Рисунок 5.

Учитывая особенности возраста, а так же специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе мы использовали разнообразные формы: экскурсии, занятия-наблюдения, экологические игры, праздники. Рисунок 6.

Этапы создания и оформления тропинки.

Для последовательности действий по созданию тропинки мы использовали следующие этапы создания и оформления экологической тропы:

детально обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты;

составили картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей сделали яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Нарисовали в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой;)

выбрали вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который дает детям задания и приглашает в гости.

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов( желательно несколько фотографий в разное время года). Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах. Отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей и рекомендации для родителей по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию детей. Рисунок.

Для активизации детской любознательности мы используем элементарное экспериментирование. Эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка-дошкольника. Стимулировать мыслительную активность, самостоятельность. При организации наблюдений мы стремимся к тому, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности. Центр экспериментирования представлен мобильными материалами. Которые выносятся на улицу при необходимости. Это флюгера, вертушки, прибор для определения силы ветра (онемометр), термометр, лупы.

Мы с детьми ходим в одни и те же места, наблюдаем одни и те же деревья, кустарники, травы, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это все связано со сменой времен года. Дети с удовольствием принимают участие  в природоохранных акциях, которые учат любить свой дом, заботятся о нем, наводить порядок. Ведь природа – наш общий дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Презентация опыта работы по организации Экологической тропы в детском саду "Белочка"

В презентации представлен опыт работы педагога Сафоновой татьяны николаевны по организации Экологической тропы в детском саду "Белочка" города Тайшета....