Кружок для всех "Живая глина"
методическая разработка по аппликации, лепке

Алексеева Элина Вадимовна

Кружок "Живая глина" основан для работы с детьми всего детского сада. Воспитанники с удовольствием посещают его и показывают свои работы родителям и воспитателям. Всегда после кружка у детей остается много позитивных впечатлений. Где еще можно запачкаться, и тебя еще за это похвалят? Работа с глиной помогает развивать моторику рук, успокаивает и развивает воображение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПП "Живая глина" 2021-2022гг.144 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии  города  Новосибирска 

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города   Новосибирска  «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

«РАССМОТРЕНО»                                         «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете                          Директор МКОУ С(К)НШ№60

Протокол №                                               ______________     Л.А. Цыбаева

От  «      »                    2021г                      Приказ №         от «    »          2021 г.        

ПАРЦИАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА 

кружка по лепке из глины

«Живая глина»

2021 – 2022гг

Педагог I категории

Алексеева Элина Вадимовна

Стаж: 6 лет

Новосибирск -  2021

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………….

1.1. Актуальность программы…………………………………

1.2. Цель и задачи программы…………………………………….…

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………..…………..

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы………

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………..

1.6. Формы подведения итогов реализации программы……………

II. Содержательный раздел парциальной программы………………….

2.1. Тематическое планирование образовательных отношений………………………………………………………………

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………………………….

2.3. Содержание парциальной программы………………………….

III. Организационный раздел парциальной программы…………………

3.1. Кадровое обеспечение программы………………………………

3.2. Материально-техническое обеспечение программы………….

3.3. Научно-методическое обеспечение программы……………….

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………………

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………….

IV. Список использованной литературы…………………………………

V. Приложения……………………………………………………………

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность. Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.  

Дети в детском саду очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна любому человеку. Занятия лепкой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Глина дает возможность создать необычную и оригинальную работу.

С 2016 года в детском учреждении был организован кружок по лепке из глины и прикладному искусству «Живая глина». Дети средних и старших групп с удовольствием ходят на занятия и вовлекают своих родителей дома в творческую деятельность.

Глина очень мягкий и податливый материал. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё. Занятия по лепке очень важны для детей с плохо разработанной мелкой моторикой, так как это помогает развиваться не только физически, но и умственно. Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.

Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить. Это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться. При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Она имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность. Интерактивные дети в момент работы очень увлечены, что способствует их успокоению. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть.

В начале работы были выявлены следующие проблемы:

- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный, что свидетельствует о низком уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно делать с ним.

Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.

В ходе обучения и самообразования была изучена тема, и разработана программа дополнительного образования в виде кружковой работы. Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме лепка из глины с детьми дошкольного возраста.

За время работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей                  к доброжелательному отношению друг к другу;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, художественного вкуса;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений и навыков.

При построении работы было обращено внимание на следующие направления:

  • Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале глине.
  • Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность детей, лепку из глины.
  • Для успешной работы с детьми созданы определённые условия, подобраны необходимые атрибуты.

1.2. Цель кружка: Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.

Задачи кружка:

  • Для детей: Воспитывающая – воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус;
  • Познавательная - познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из неё, научить работать с гончарным кругом; подвести к пониманию ценности народного искусства;
  • Развивающая – расширить представление детей о природном окружении, об объекте неживой природы – глине; о русском народном творчестве.
  • Для педагога: сформировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.
  • Для родителей: привлечь внимание родителей к данной теме, к участию в работе кружка.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

         Форма проведения:

  • Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
  • Продуктивная деятельность - лепка из глины;
  • Индивидуальная работа;
  • Знакомство с русским прикладным искусством;
  • Работа с гончарным кругом;
  • Самостоятельная лепка детей по замыслу;
  • Работа с родителями.

Методические приёмы:

  • Наглядный, словесный, практический;
  • Экспериментирование;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивная деятельность;
  • Игра с глиной.

Принципы работы :

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Продолжительность занятий кружка рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня:

4-5 лет - 15 минут

5-6 лет – 20 минут

6-7 лет – 25 минут

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Средняя группа:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. пропорции;
  8. оттягивание части от основной формы;
  9. сглаживание поверхности формы;
  10. присоединение части;
  11. прижимание;
  12. примазывание;
  13. вдавливание для получения полой формы;
  14. использование стеки.

Старшая  группа:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. лепка из целого куска;
  4. сглаживание поверхности формы;
  5. устойчивость изделия;
  6. выразительность образа;
  7. динамика движения;
  8. лепка из нескольких частей;
  9. пропорции;
  10. роспись;
  11. налепы;
  12. углубленный рельеф;
  13. использование стеки.

Подготовительная группа:

  1. лепка с натуры;
  2. лепка по представлению;
  3. динамика движения;
  4. выразительность образа;
  5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. поза;
  7. пропорции;
  8. разные способы лепки;
  9. сплющивание;
  10. защипывание, соединение краев;
  11. оттягивание;
  12. сглаживание;
  13. вдавливание;
  14. прижимание;
  15. примазывание;
  16. раскатывание;
  17. мелкие налепы;
  18. устойчивость;
  19. рельеф;
  20. роспись;
  21. использование стеки.

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 2 раза в год.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.

Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.

1.6. Формы подведения итогов реализации программы.

Критерии оценки достижений учащихся:

  Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

1.6. Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

• формирование художественно-эстетического вкуса;

• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

 высокий - характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом

оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением

знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области изобразительной деятельности; яркостью оценочных

суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в изобразительной деятельности.

 средний - характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при

восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей,

нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности.

 • низкий - характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости, пассивности) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; отсутствием желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в пластике движений, в

рисунке, лепке;

- нет навыков техники лепки и рисования, воспроизведения формы,

композиции, побора колорита цветовой гаммы;

отказ «сочинять» какую – либо Дымковскую игрушку даже с помощью воспитателя, т. е. нет элемента творчества, не регулирует самостоятельно свою деятельность.

Система наблюдений за творчеством детей

Ф. И. ребенка

Знание свойств материала-

глины

Оригинальность

композиции лепки дымки

Оригинальность

формы

Владение

технич.

приемами лепки дымки

Самостоятельность, Регуляция

деятельности

Творчество

Анализ

работы

1

Условные обозначения (-) – не знает свойств глины, не умеет строить композицию, создать форму дымковской игрушки, не владеет техническими приемами лепки дымковских игрушек, не может самостоятельно регулировать свою деятельность, не может ее анализировать, не оригинален, не самостоятелен, не умеет анализировать работу, нет интереса к ней.

(*) – все выполняет и знает частично.

(+)- Ребенок работает самостоятельно, с интересом, соблюдая каноны лепки дымки вносит свои дополнения, владеет приемами лепки, самостоятельно регулирует свою деятельность, проявляет к ней интерес, работает творчески, может дать правильный анализ своей деятельности, критически оценить свой результат лепки.

Лист самоанализа

Имя ребенка _______________________________________________

Группа ___________________________________________________

Месяц ____________________________________________________

Название работы___________________________________________________

Дата______________________________________________________________

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематическое планирование образовательных отношений

Перспективный план работы кружка «Чудо - глина» в средней, старшей и подготовительной группах.

Дата

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

Мастер класс для педагогов

Сентябрь.

Посуда из жгута.

Посуда из жгута.

«Рыбка» из жгута.

Лепка «Овощи и фрукты».

Покраска готовых изделий глазурью.

Октябрь.

«Собачка» из конуса.

«Жирафик».

«Мышка»..

Роспись готовых изделий.

4-я нед. «Ваза» на гончарном круге

Ноябрь.

«Чашка и кружка» на гончарном круге.

 «Ваза» на гончарном круге.

Декупаж чашки и кружки.

Декупаж «Вазы»

4-я нед. Декупаж «Вазы».

Декабрь.

«Зимний домик»

«Новогодний олень».

Роспись «Зимнего домика» глазурью.

Роспись «Новогоднего оленя» с помощью гуаши.

«Дед мороз»

Январь.

Дымковская игрушка.  «Олень», «Лошадка».

Дымковская игрушка «Девушка», «Индюк».

Дымковская игрушка. Роспись «Оленя», «Лошадки», «Девушки», «Индюка».

Февраль.

«Кувшин» с орнаментами и узорами.

«Домик», «Светильник»

Роспись «Кувшина».

Покраска «Домика», «Светильника» глазурью.

Март.

«Блюдце» на гончарном круге

«Птичка»

Хохломская роспись «Блюдце».

«Рыбка»

Роспись готовых изделий.

Апрель.

«Кораблик»

«Лисичка»

«Кошка»

Роспись готовых изделий.

4-я нед. «Светильник».

Май.

«Браслет из бусин»

Роспись и сборка браслета.

«Морская звезда»

Общее количество занятий и часов

        149 занятий; 117 часов.

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Формы работы с семьёй.

-совместные беседы,

-проведение открытых занятий,

-выступления педагога и детей на родительских собраниях,

- демонстрация детских работ

вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи:

-родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;

-передаётся опыт совместной деятельности;

-создаётся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам;

-создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества,

творческих способностей;

-формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.).

2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом

Тематические выставки на 2021-2022 уч. год.

Дата:

Тема:

20-25 октября

«Осеннее волшебство»

20-25 декабря

«Зимнее настроение»

20-25 февраля

«Народное творчество»

20-25 апреля

«Волшебное искусство»

Цель: Показ проделанной работы и достижений детей.

2.4. Содержание парциальной программы

Сентябрь

1. Знакомство с глиной, как с природным материалом. Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Научится скатывать жгут.

Практическая деятельность: лепка посуды при помощи жгута.

2. Знакомство с высушенным и обожжённым изделием из глины, его свойствами. Знакомство со способами ее покраски.  

3. Закрепление умений скатывать глину в жгуты. Продолжение изучений свойств глины. Лепка поделок при помощи жгута.

4. Учить вылеплять из глины «Овощи и фрукты» по образцу. Наносить орнамент стеками.

5. Показать способы росписи глиняных изделий.

Октябрь.

1. Игрушка из конуса. Лепка «Собачка». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

2. Игрушка. Лепка «Жирафик». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с овала, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

3. Игрушка. Лепка «Мышка». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с овала, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

4. Учить расписывать игрушку при помощи акварели, покрывать лаком готовое изделие.

Мастер класс: познакомить педагогов со свойствами глины, изучить способ изготовления игрушки на основе конуса, показать приемы ее украшения.

Ноябрь.

  1. Продолжать знакомство с гончарным кругом. Изготовление чашек и кружек. Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка. Учить красочно, оформлять свою работу стекой и глазурью.
  2. Знакомство с видами декора. Декорирование чашек и кружек при помощи декупажа (салфетки и клей ПВА).
  3. Продолжать изучать способы изготовления посуды на гончарном круге. Изготовление «Вазы» на гончарном круге.
  4. Продолжать знакомство со способами декора гончарных изделий. Декупаж «Вазы».

Мастер класс: познакомить педагогов с гончарным кругом и способами изготовления посуды. Изготовление «Вазы» и ее декупаж.

Декабрь.

  1. Изучение способов создавать изделие при помощи стеков, ножниц и других подручных средств. Декорирование «Зимнего домика» при помощи ножниц и стеков.
  2. Лепка «Новогоднего оленя». Учиться декорировать при помощи стеков.
  3. Продолжать закреплять умение расписывать поделку глазурью. Роспись «Зимнего домика».
  4. Продолжать закреплять умение расписывать поделку глазурью. Роспись «Новогоднего оленя».
  5. Игрушка «Дед мороз». Продолжить учить создавать игрушку из овала.

           Январь.

  1. Изучение способа изготовления дымковской игрушки «Олень», «Лошадка». Знакомство с народным творчеством. Закрепление умения создавать игрушку при помощи налепа.
  2. Изготовление дымковской игрушки «Девушка», «Индюк». Закреплять умение создавать образ девушки при помощи конуса. Изучить способ создания свистульки.
  3. Изучение приемов росписи дымковской игрушки «Олень», «Лошадка». Роспись игрушки при помощи трафарета.
  4. Изучение приемов росписи дымковской игрушки «Девушка», «Индюк». Роспись игрушки при помощи трафарета.

Мастер класс: изучение способа создания дымковской игрушки «Свистульки».

Февраль.

  1. Закреплять умение изготавливать кувшин на гончарном круге. Учиться украшать орнаментами и узорами при       помощи стека и налепов.
  2. Изучение способа создавать «Домик» при помощи пласта глины. Раскатывать пласт глины скалкой. Учиться аккуратно прорезать окошки стеком. Делать из пласта форму крыши. Закреплять умение склеивать детали.
  3. Роспись «Кувшина» гуашью, закреплять умение расписывать аккуратно, в соответствии с орнаментом.
  4. Покраска домика глазурью. Закреплять умение пользоваться глазурью.

Март.

  1. Изготовление «Блюдца» на гончарном круге под роспись.
  2. Игрушка «Птичка». Создание фигуры из овала. Учить выделять перья при помощи стеков.
  3. Изучить способ нанесения хохломской росписи на блюдце.
  4. Создание игрушки «Рыбка» на плоской основе, с нанесением отдельно приготовленных деталей.
  5. Закрепление умения росписи игрушки из глини.

Апрель.

  1. Учить вырезать детали из куска глины. Обрамлять и вырезать узоры. Создавать образ «Кораблика».
  2. Создавать образ «Лисички» при помощи налепа, оформлять шерсть с помощью стеков.
  3. Создавать образ «Кошки» из цельного куска, при помощи стеков прорезать мелкие детали.
  4.  Закрепить умение росписи глиняной игрушки.

Май.

  1. Учить создавать детали для «Браслета» из бусинок.
  2. Учить собирать «Браслет» из готовых деталей. Развивать чувство стиля.
  3. Учить создавать игрушку «Морская звезда» при помощи налепа деталей на плоскую основу.
  4. Закреплять умение расписывать игрушку «Морская звезда» при помощи гуаши.

Мастер класс: Рассмотреть способы декорирования «Вазы» бросовым материалом.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение

В реализации кружка задействованы дети ДОУ, педагог по кружковой деятельности, воспитатели и родители.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

  • Специальное помещение (экологическая комната);
  • Природный материал – глина;
  • Оборудование для экспериментальной деятельности;
  • Атрибуты для работы с глиной;
  • Наглядный материал разного вида;
  • Атрибуты, необходимые для работы с детьми:
  • Доски с шероховатой поверхностью;
  • Тряпки и ёмкости для воды;
  • Стеки и зубочистки;
  • Гуашь 12 цветов, кисти, лак без запаха (био);
  • Глина, гончарный круг;
  • Наглядный материал;
  • Необходимая литература.

Для создания готовых работ, имеется сушильный шкаф для просушки изделий из глины, муфельная печь для обжига изделий (на данный момент не используется), полки для хранения готовых работ. Помещение проветривается и обрабатывается.

3.3. Научно-методическое обеспечение Программы

Программа создана на основе программы «Радость творчества», под общей редакцией. При ее разработке учитывались требования «Закона об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Типового положением ДОУ (2009г.), санитарно – эпидемиологических правил и норм СаНПиНа, Устава ДОУ, образовательной программы, реализуемой в детском саду.

3.4. Время и сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю.  

Сетка занятий кружка

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1, 3 неделя

15.30-16.10

Гр. №5

16.20-17.00

Гр. №5

15.30-16.10

Гр. №2

16.20-17.00

Гр. №2

Мастер класс по планированию

2, 4 неделя

15.30-16.10

Гр. №7

16.20-17.00

Гр. №7

15.30-16.10

Гр. №8

16.20-17.00

Гр. №8

Мастер класс по планированию

Количество занятий и часов

Количество занятий и часов

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

Мастер класс

Сентябрь

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Октябрь

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

1 занятие

1 час

Ноябрь

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

1 занятие

1 час

Декабрь

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Январь

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Февраль

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Март

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Апрель

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

1 занятие

1 час

Май

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

4 занятия

3 часа

Всего занятий и часов

28 занятий

21 часов

36 занятий

27 часов

36 занятий

27 часов

36 занятий

27 часов

16 занятий

12 часов

3 занятий

3 часов

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В кабинете для поведения кружка хранятся:

-изделия из глины, сделанные детьми и педагогом,  

-картотека с народными росписями (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городетская роспись),

-творческие работы из бросового материала,

-выставка детского творчества.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дурасов Г.П  « Каргапольская глиняная игрушка-Л 1986
  2. ДайнГ.Л.    «Игрушечных дел мастер»- М 1994.
  3. Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»- М ,1975
  4. Некрасов М.А. «Современное народное искусство»-Л. 1980
  5. Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» - Л.1980.
  6. Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» -М.,1987
  7. Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство

Русского севера.-М.,2001

  1. Дайн Г.Л. «Русская игрушка» - М.1987

             Литература  для  обучающихся:

1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и   художественный труд.

2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла», Послушная глина.

3. «Народное творчество» журнал №5

4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»- М,1985г.


V. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Структура проведения занятий:

1.Дружественное приветствие.  

2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.

3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).

4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы).

5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).

6.Практическая работа (реализация решений).

7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).

8.Уборка рабочего места.

Приложение 2.

Консультация для родителей «Маленькие секреты лепки из глины»

Секреты для родителей

 

 

Для того чтобы лепка из глины приносила ребенку удовольствие, необходимо знать некоторые особенности – ведь как ни крути, но пластилин по своей пластичности все же отличается от глины. Глина намного прочнее пластилина, но в то же время требует гораздо большей аккуратности. Для успешной лепки запомните несколько достаточно простых правил:

Глина, предназначенная для лепки, всегда должна быть сырой. Поэтому всякий раз после того, как лепка из глины окончена, необходимо оставшуюся массу плотно закрыть влажной тряпкой, чтобы не допустить высыхания.
В процессе лепки из глины неизбежно появляются трещины. Ребенок обязательно должен заглаживать их с помощью жидкой глины или воды, в противном случае готовая поделка будет смотреться неопрятно.
Начинать поделку необходимо с создания более крупных деталей. А после к ним нужно присоединить более мелкие. Если ребенок еще слишком мал, помогите ему – лепка из глины достаточно сложна.

Обработка поделок из глины

И вот поделка из глины готова. Как же сохранить ее на долгие годы? Во-первых, любую поделку предварительно необходимо высушить. Для этого поместите ее в прозрачный полиэтиленовый пакет и оставьте как минимум на трое суток. Для того чтобы определить, высохло ли изделие, внимательно посмотрите на него – высохшая глина намного легче и светлее, чем сырая.

Кроме того, через пару дней глиняную поделку можно дополнительно подсушить в микроволновой печи. Для этого поместите глиняное изделие в микроволновую печь на две – три минуты. Также можно воспользоваться и духовкой – предварительно разогрейте ее до 300 градусов, поместите туда подсушенную фигурку и оставьте примерно на 20 минут. Обратите внимание – ни в коем случае не помещайте в духовку только что изготовленное и совершенно сырое изделие – вы рискуете его безнадежно испортить.

После того, как изделие полностью высохнет, можно приступить к его покраске. Для окрашивания глины разумнее всего использовать гуашь. Гуашь замечательно ложится на глиняную поверхность, дает очень яркие, насыщенные цвета. А самое главное – гуашь совершенно безвредна для ребенка.

В том случае, если поделку создавал взрослый ребенок, вы можете перед покраской покрыть ее слоем белой эмали – она очень быстро сохнет и создает идеальную основу для краски. Однако в том случае, если поделка создавалась малышом, использовать эмаль не стоит, чтобы кроха не вдыхал ее испарения.

После того, как покраска завершена, и изделие высохло, нанесите на него равномерным слоем обыкновенный клей ПВА. Он придаст изделию не только прочность, но и потрясающий блеск. Однако проследите за тем, чтобы клей наносился только на высохшую краску, в противном случае рисунок может получиться смазанным.

Лепка из глины является замечательным способом провести время с ребенком не только интересно, но и с существенной пользой для его развития!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Кружок "Живая глина".

Пояснительная записка.С 2016 года в детском учреждении был организован кружок по лепке из глины и прикладному искусству «Живая глина». Дети средних и старших групп с удовольствием ходят на...

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

ДОП Кружок "Веселая глина"

                                          АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕ...

Кружок "Волшебная глина".

Программа кружка «Волшебная глина» основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы ...