Кружок "Живая глина".
проект по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Алексеева Элина Вадимовна

Пояснительная записка.

С 2016 года в детском учреждении был организован кружок по лепке из глины и прикладному искусству «Живая глина». Дети средних и старших групп с удовольствием ходят на занятия и вовлекают своих родителей дома в творческую деятельность.

Глина очень мягкий и податливый материал. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё. Занятия по лепке очень важны для детей с плохо разработанной мелкой моторикой, так как это помогает развиваться не только физически, но и умственно. Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.

Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить. Это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться. При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Она имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность. Интерактивные дети в момент работы очень увлечены, что способствует их успокоению. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть.

В начале работы были выявлены следующие проблемы:

- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный, что свидетельствует о низком уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно делать с ним.

Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.

В ходе обучения и самообразования была изучена тема, и разработана программа дополнительного образования в виде кружковой работы. Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме лепка из глины с детьми дошкольного возраста.

За время работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей                  к доброжелательному отношению друг к другу;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, художественного вкуса;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений и навыков.

При построении работы было обращено внимание на следующие направления:

  • Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале глине.
  • Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность детей, лепку из глины.
  • Для успешной работы с детьми созданы определённые условия, подобраны необходимые атрибуты.

Цель кружка: Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.

Задачи кружка:

  • Для детей: Воспитывающая – воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус;
  • Познавательная - познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из неё, научить работать с гончарным кругом; подвести к пониманию ценности народного искусства;
  • Развивающая – расширить представление детей о природном окружении, об объекте неживой природы – глине; о русском народном творчестве.
  • Для педагога: сформировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.
  • Для родителей: привлечь внимание родителей к данной теме, к участию в работе кружка.

 

Продолжительность занятий кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:

5 – 7 лет – 25 минут

 

Форма проведения:

  • Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
  • Продуктивная деятельность - лепка из глины;
  • Индивидуальная работа;
  • Знакомство с русским прикладным искусством;
  • Работа с гончарным кругом;
  • Самостоятельная лепка детей по замыслу;
  • Работа с родителями.

Методические приёмы:

  • Наглядный, словесный, практический;
  • Экспериментирование;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивная деятельность;
  • Игра с глиной.

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы у детей

 

Должны знать и уметь: 5-7 лет

  • Знает свойства глины (мокрой, как их можно использовать.
  • Умеет аккуратно лепить, используя стеку;
  • Сглаживать пальцами поверхность;
  • Передавать образ предметов, игрушек;
  • Выделять выразительные средства дымковской игрушки;
  • Лепить цилиндр для получения полой формы;
  • Раскрашивать вылепленные изделия.
  • Имеют представление о декоративно прикладном творчестве.
  • Знает, что такое гончарный круг, способы работы с ним.

Необходимые условия реализации программы:

  • Специальное помещение (экологическая комната);
  • Природный материал – глина;
  • Оборудование для экспериментальной деятельности;
  • Атрибуты для работы с глиной;
  • Наглядный материал разного вида;
  • Атрибуты, необходимые для работы с детьми:
  • Доски с шероховатой поверхностью;
  • Тряпки и ёмкости для воды;
  • Стеки и зубочистки;
  • Гуашь 12 цветов, кисти, лак без запаха (био);
  • Глина, гончарный круг;
  • Наглядный материал;
  • Необходимая литература.

 

 

 Критерии  оценки достижений учащихся:

  Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

 

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.

 

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

• формирование художественно-эстетического вкуса;

• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

 • низкий.

 

 

 

Перспективный план работы кружка «Чудо - глина» в старшей и подготовительной группе.

 

Дата

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

Мастер класс для педагогов

Сентябрь.

Посуда из жгута.

Покраска готовых изделий глазурью.

Улитка из жгута.

Лепка «Овощи и фрукты».

 

 

Октябрь.

«Зайка» из конуса.

«Колокольчик» из конуса.

«Гномик» из конуса.

Роспись «Гномика».

Знакомство с гончарным кругом. Пробные изделия.

5-я нед. Игрушка из конуса.

Ноябрь.

«Чашка и кружка» на гончарном круге.

Декупаж чашки и кружки.

«Ваза» на гончарном круге.

Декупаж «Вазы»

 

2-я нед. «Ваза»

4-я нед. Декупаж «Вазы».

Декабрь.

«Ёлочка»

Роспись «Ёлочки» глазурью.

«Дед Мороз».

Роспись «Деда Мороза» с помощью гуаши.

 

 

Январь.

Дымковская игрушка «Петушок», «Лошадка».

Дымковская игрушка. Роспись «Петушка», «Лошадки».

Дымковская игрушка «Девушка», «Свистулька».

Дымковская игрушка. Роспись «Девушки», «Свистульки».

 

Дымковская игрушка «Свистулька».

3-я нед. Изготовление.             4-я нед. Роспись.

Февраль.

«Кувшин» с орнаментами и узорами.

Роспись «Кувшина».

«Домик», «Светильник»

Покраска «Домика» глазурью.

 

 

Март.

Хохломская роспись «Блюдце».

«Подсолнух»

Рисование по стеклу «Витраж». Коллективная работа.

Рисование по стеклу «Витраж». Коллективная работа.

 

 

Апрель.

«Кораблик»

«Сова»

«Кошка»

Колокольчик «Собачка»

 

 

Май.

«Рамка» для фото из природного материала.

Декор бутылки. Коллективная работа.

Роспись бутылки акрилом. Коллективная работа.

Роспись бутылки акрилом. Коллективная работа.

Декор «Вазы» бросовым материалом.

5-я нед. Декор «Вазы» бросовым материалом.

 

 

 

 

Тематические выставки 

 

Дата:

Тема:

20-25 октября

«Осеннее волшебство»

20-25 декабря

«Зимнее настроение»

20-25 февраля

«Народное творчество»

20-25 апреля

«Волшебное искусство»

Цель: Показ проделанной работы и достижений детей.

 

Сентябрь

1. Знакомство с глиной, как с природным материалом. Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена. Научится скатывать жгут.

Практическая деятельность: лепка посуды при помощи жгута.

2. Знакомство с высушенным и обожжённым изделием из глины, его свойствами. Знакомство со способами ее покраски. 

3. Закрепление умений скатывать глину в жгуты. Продолжение изучений свойств глины. Лепка поделок при помощи жгута.

4. Учить вылеплять из глины «Овощи и фрукты» по образцу. Наносить орнамент стеками.

Октябрь.

1. Игрушка из конуса. Лепка «Зайка». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

2. Игрушка из конуса. Лепка «Колокольчик». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

3. Игрушка из конуса. Лепка «Гномик». Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Работы выставляются для просушки.

4. Учить расписывать игрушку «Гномик» при помощи акварели, покрывать лаком готовое изделие.

5. Знакомство с гончарным кругом. Инструктаж правил безопасности. Изготовление пробных изделий на гончарном круге. Изучение приемов изготовления и украшения изделий.

Мастер класс: познакомить педагогов со свойствами глины, изучить способ изготовления игрушки на основе конуса, показать приемы ее украшения.

Ноябрь.

  1. Продолжать знакомство с гончарным кругом. Изготовление чашек и кружек. Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка. Учить красочно, оформлять свою работу стекой и глазурью.
  2. Знакомство с видами декора. Декорирование чашек и кружек при помощи декупажа (салфетки и клей ПВА).
  3. Продолжать изучать способы изготовления посуды на гончарном круге. Изготовление «Вазы» на гончарном круге.
  4. Продолжать знакомство со способами декора гончарных изделий. Декупаж «Вазы».

Мастер класс: познакомить педагогов с гончарным кругом и способами изготовления посуды. Изготовление «Вазы» и ее декупаж.

Декабрь.

  1. Изучение способов создавать изделие при помощи стеков, ножниц и других подручных средств. Декорирование «Ёлочки» при помощи ножниц и стеков.
  2. Продолжать закреплять умение расписывать поделку глазурью. Роспись «Ёлочки».
  3. Лепка «Деда Мороза» при помощи конуса. Учиться декорировать при помощи стеков.
  4. Продолжать учиться раскрашивать «Деда Мороза» при помощи гуаши.

           Январь.

  1. Изучение способа изготовления дымковской игрушки «Петушок», «Лошадка». Знакомство с народным творчеством. Закрепление умения создавать игрушку при помощи налепа.
  2. Изучение приемов росписи дымковской игрушки «Петушок», «Лошадка». Роспись игрушки при помощи трафарета.
  3. Изготовление дымковской игрушки «Девушка», «Свистулька». Закреплять умение создавать образ девушки при помощи конуса. Изучить способ создания свистульки.
  4. Изучение приемов росписи дымковской игрушки «Девушка», «Свистулька». Роспись игрушки при помощи трафарета.

Мастер класс: изучение способа создания дымковской игрушки «Свистульки».

Февраль.

  1. Закреплять умение изготавливать кувшин на гончарном круге. Учиться украшать орнаментами и узорами при       помощи стека и налепов.
  2. Роспись «Кувшина» гуашью, закреплять умение расписывать аккуратно, в соответствии с орнаментом.
  3. Изучение способа создавать «Домик» при помощи пласта глины. Раскатывать пласт глины скалкой. Учиться аккуратно прорезать окошки стеком. Делать из пласта форму крыши. Закреплять умение склеивать детали.
  4. Покраска домика глазурью. Закреплять умение пользоваться глазурью.

Март.

  1. Знакомство с Хохломской росписью. Изучение приемов и способов росписи. Роспись бумажной тарелочки. «Блюдце»
  2. Изучение способов рисование цветов «Подсолнух» методом тычкования, сухой кистью, жесткой кистью.
  3. Закрепление умений создавать «Витраж» акриловыми красками. Способствовать желанию совместно работать. Создание коллективной работы.
  4. Закрепление умений создавать «Витраж» акриловыми красками. Способствовать желанию совместно работать. Создание коллективной работы.

Апрель.

  1. Учить вырезать детали из куска глины. Обрамлять и вырезать узоры. Создавать образ «Кораблика».
  2. Создавать образ «Совы» при помощи налепа, оформлять перья с помощью стеков.
  3. Создавать образ «Кошки» из цельного куска, при помощи стеков прорезать мелкие детали.
  4.  Лепить колокольчик из пласта глины в виде «Собачки». Закреплять умение создавать колокольчик и украшать его при помощи налепа.

Май.

  1. Учить создавать рамку для фотографий из природного материала (палочки, листики, камушки).
  2. Учить декорировать бутылку при помощи шпагата, горячего клея, ленточек и бросового материала. Развивать чувство стиля. Учить работать в коллективе. Создавать совместную работу.
  3. Закреплять умение расписывать бутылку акриловыми красками.  Учить работать в коллективе. Создавать совместную работу.
  4. Закреплять умение расписывать бутылку акриловыми красками.  Учить работать в коллективе. Создавать совместную работу.
  5. Учить декорировать «Вазу» бросовым материалом.

Мастер класс: Рассмотреть способы декорирования «Вазы» бросовым материалом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дурасов Г.П  « Каргапольская глиняная игрушка-Л 1986
  2. ДайнГ.Л.    «Игрушечных дел мастер»- М 1994.
  3. Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»- М ,1975
  4. Некрасов М.А. «Современное народное искусство»-Л. 1980
  5. Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» - Л.1980.
  6. Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» -М.,1987
  7. Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство

Русского севера.-М.,2001

  1. Дайн Г.Л. «Русская игрушка» - М.1987

             Литература  для  обучающихся:

1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и   художественный труд.

2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла», Послушная глина.

3. «Народное творчество» журнал №5

4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»- М,1985г.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком, водой и глиной.

игры, которые можно проводить на занятиях по ознакомлению с окружающим....

"Глина-природный материал"

Познакомить с природным материалом-глиной,  с её свойствами и качествами,сформулировать правила обращения с глинянными предметами....

Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"

Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....