Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"
методическая разработка по аппликации, лепке по теме

Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_gliny_kak_sposob_poznaniya_mira.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо - Западное Окружное управление образования

Государственное  образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 2447

Консультация для воспитателей

«Лепка из глины, как способ познания мира»

Подготовила старший воспитатель

II  квалификационной категории

Степанова Наталья Анатольевна 

Москва 2011

Уклад семьи, историческая память народа и созидание связи между поколениями, погружение в историю своего народа – все это должно стать основой для воспитания поколения будущего.

В настоящее время актуально возвращение к национальной памяти русского народа: старинным праздникам, традициям, ремеслам.

Образование будущего, прежде всего, должно быть соответствующим духовным и культурным потребностям человека.

 Обращенность дошкольного образования к традициям русской культуры – реальная возможность выхода из духовного кризиса и приобщения ребенка к национальной культуре в ДОУ и в семье.

Одним из способов реализации данного направления является вид изобразительной деятельности детей – лепка.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изоб разительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементар ную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, так же у детей в процессе лепки развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук.

Разные виды изобразительной деятельности формируют ху дожественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воз действуют на эстетическое воспитание посредством точности ли ний и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм.

Создание ребенком даже самых простых скульптур — твор ческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согну тый глиняный столбик — может напомнить детям улитку. Во время работы с глиной ребенок испытывает эстетиче ское наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и про порциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся опреде ленные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности

Так же не маловажной задачей воспитателя является развитие у детей в процессе лепки   трудовых навыков и привычек: работать с засученными рукавами и содержать рабо чее место в чистоте и порядке,

Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы.  Объясняется это тем, что  часто для них во время лепки существует одна цель — создать предмет, с которым можно играть.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка пред метная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

Так предметная лепка подразумевает под собой  лепку отдельных предметов, а в сюжетной лепке дети лепят сюжеты

Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек.

Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности,

Материалами для декоративной  лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег.
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.

Работа с глиной -  развивает  у детей творческие способности, воображение, фантазию, умение создавать выразительные образы с помощью такого удивительного материала.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фанта зию.

Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других  изделий.

Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гонча рами разных народов.

Рассматривая гончарные изделия из России, дети узнают о традициях, обычаях нашего народа

На ряду, с гончарными изделиями из России детей необходимо познакомить.   с гончарными изделиями других стран. Так дети познакомятся с  традициями и обычаями других народов. В Российской культуре преобладают русские традиции, которые основываются на арийской культуре и язычестве. На данных изделиях расписывается в основном горлышко, т.к это связано с язычеством. Люди верили, что злые духи проникают в сосуд через горло, и чтобы пища всегда оставалась свежей горлышко расписывалось веточками или точками, которые отгоняли злых духов.

Другие страны обладают, так же  самобытной культурой свойственной именно данной стране. Египет является родоначальником гончарного искусства. Их культура связана с религией. Характерными чертами данного искусства является неизменность форм, каноничность, монумент, декоративность.

Греция продолжает древнеегипетскую цивилизацию. Сам орнамент взят от Египта, но цвет фигур другой, а сюжет воплощается из литературных произведений, мифов и сказаний

Индия вобрала в себя культуру разных стран, которые слились воедино и существуют вместе т.к в данной стране несколько верований и они равноправны.

 В Китае глиняные сосуды всегда  тонкие, правильной и благородной формы. Они были искусно расписаны узорами в виде ромбов, сетки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов, умело сочетавшихся с формой сосуда. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молниях, пожарах.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка - очень эффективное упражнение для развития мелкой моторики. При лепке развиваются все мышцы пальцев рук, а также творческие способности ребенка. Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Занятия с глиной помогают нам воспитывать личность дошкольника на культурных традициях и обычаях России, в сравнении с культурными традициями и обычаями

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема : "Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира"

ВведениеОсновой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предмет...

Публикация "Художественная лепка как способ познания мира"

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, ...

Игра- способ познания мира

Консультация для родителей по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Художественная лепка как способ познания мира"

Статья на тему : "Художественная лепка как способ познания мира" Средняя группа....

Консультация для родителей "Игра -способ познания мира".

Консультация о том, что лучший способ познать мир в возрасте 3-7лет -это игра. Как с помощью игры научить ребёнка постигать правила жизни,  взаимопомощи и взаимодействию....

Сообщение для педагогического совета "Оригами как способ познания мира"

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных  поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, получило широкое распространение во в...

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире. Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной иг...