Консультация для родителей "Игра -способ познания мира".
консультация (старшая группа) на тему

Консультация о том, что лучший способ познать мир в возрасте 3-7лет -это игра. Как с помощью игры научить ребёнка постигать правила жизни,  взаимопомощи и взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-sposob_poznaniya_mira.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Игра-способ познания мира».

   Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребёнка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребёнок и занимается практически всё время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его - не прибегая к нудным увещеваниям - выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре! Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой: мол, сам разберётся, сам  всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели детских садов... Только не стоит, потом удивляться,  откуда у ребёнка берутся такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженное, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение 5-летнего малыша вовсе не редкость среди его сверстников. Ролевые игры - известные всем «Дочки-матери», «Семья»- с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный- папа или мама. И вы можете взглянуть на себя со стороны ведь ребёнок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребёнка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трёхлетнему или пятилетнему ребёнку, понять непростую проблему и помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь. Представте: одно дело придумать игру и самому в неё играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме - взросло, «ведомой» в этой игре - объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса - и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребёнка те идеи, которые вам бы хотелось с ним обсудить. Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу - мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться! Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не  принесёт ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию - вашу и вашего ребёнка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше на пол, на ковёр. И играйте! Вы - Эверест, ребёнок - Отважный Покоритель Горных Вершин, вы - Большая Медведица, он - Медвежонок Умка... Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребёнка, побуждаете его думать и фантазировать. А ещё для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого- с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака. С ребёнком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки»- бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша - научат соблюдать очерёдность; случайность выигрыша или проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на  победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в голове большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трёх «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, реакции и быстроты внимания послужит и лото - старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоём с ребёнком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестёр. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра - бирюльки, которая помимо внимания и умения сосредоточится, отлично тренирует мелкую моторику кисти. Конечно, ребёнок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача - сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические способности своего чада, иначе неизбежны слёзы и огорчения, а зачастую всю жизнь остаётся неприятие игры «на победителя»- из-за страха проиграть, оказаться неуспешны. Избежать же ситуации соревнованиями  в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребёнку развивать эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека. Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребёнка пользоваться ребёнка для продвижения вперёд, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах, а роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить. Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло - в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори,  уникуб  Никитиных... Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребёнок не идёт вперёд, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, объединяются. А «не доигравший» ребёнок гораздо труднее приспосабливаться к окружающему миру- ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причём сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку. Позвольте себе побыть ребёнком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"

Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...

Опыт работы. Тема : "Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира"

ВведениеОсновой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предмет...

Публикация "Художественная лепка как способ познания мира"

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, ...

Игра- способ познания мира

Консультация для родителей по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Художественная лепка как способ познания мира"

Статья на тему : "Художественная лепка как способ познания мира" Средняя группа....

Консультация для родителей " Сказка как способ познания мира"

Консультационный материал для работы с родителями. Расширяет кругозор и понимание необходимости чтения сказок для познания мира ребенком....

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире. Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной иг...