конспект образовательной деятельности "Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Щеголева Оксана Валерьевна

Закрепление знаний о декоративных росписях лепкой дымковского коня из соленого теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»

С. ПОКОСНОЕ

Конспект   образовательной деятельности

 по художественно-эстетическому развитию

«Лепка из соленого теста  по мотивам дымковской игрушки»

 в подготовительной группе

воспитатель: О.В.Щеголева

2021г.

Цель:  расширять и уточнять знания детей о народных промыслах; вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству; совершенствовать приемы лепки из соленого теста; воспитывать любовь к народной игрушке.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. учить лепить из соленого теста дымковскую   игрушку , украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

2.  учить видеть особенности узоров, основные мотивы геометрического орнамента;

3. учить использовать приёмы лепки: разминание, отщипывание, «шлепанье», сплющивание;

4. закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.

Развивающие задачи:

1. развивать мышление, память, внимание;

2. развивать творческое воображение;

3. развивать  моторику пальцев рук и кистей;

4. развить интерес к лепке;

5. совершенствовать умение лепить из солёного теста.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать организованность;

2. воспитывать аккуратность;

3. воспитывать  стремление  доводить начатое до конца, радоваться результату.

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами на Руси во время ООД и совместной деятельности воспитателя и ребенка;  выставка детских рисунков по мотивам народных росписей «Народные игрушки своими руками»; чтение литературных произведений, загадок; изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Материал и оборудование:

Мультимедийная  презентация «Дымковская игрушка»; соленое тесто белое и цветное, подкладные клеенки, стеки, салфетки для рук, шаблоны игрушек, скалки, подносы для готовых работ.

 Методы и приемы:

Игровая мотивация, рассматривание  мультимедийных  иллюстраций, выступление детей; беседа, вопросы к детям;  игра «Гори-гори ясно» ;объяснение способа действия педагогом, пальчиковая гимнастика , практическая деятельность, гимнастика для глаз ,индивидуально-дифференцированный подход , рефлексия.

Раздаточный материал: соленое тесто, цветное тесто, скалки для каждого ребенка, кисти, стакан с водой, дощечки для лепки, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель

Ребята, у вас хорошее настроение?

Дети: да.

Воспитатель: Вы настроены на работу?

Дети: да.

Воспитатель: сегодня замечательный день и я хочу вам предложить отправиться  на «Ярмарку». А что такое «Ярмарка»?  Слайд № 1, 2, 3

Дети: это место, куда съезжались люди, чтобы купить или продать товар.

Воспитатель: а откуда народ брал товар?

Дети: Люди делали сами, своими руками.

Воспитатель: Правильно. Люди делали сами глиняную, деревянную посуду, игрушки для ребят, пряли шерсть, ткали. Постепенно появлялись мастера, у которых это получалось лучше других. Иногда жители одной деревни занимались одним ремеслом, так возникли народные промыслы.

Ну что, отправляемся на ярмарку?

Воспитатель  - Заходи честной народ

Ярмарка веселая в гости вас зовет

 Заходи и посмотри

Что понравится - купи.

Мы на ярмарку привезли

Много всякого товару

Вот посуда, а вот подносы,

Плошки, ложки и матрешки

Выбирай и покупай

Да смотри, не зевай.

Воспитатель: Посмотрите! Эти вещи есть на ярмарке. Их туда принесли для того:

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

Ребята, а что это за чудо-люди мастера? Как называют человека, который мастерит предметы народных промыслов?

Дети: ремесленник.

Воспитатель: давайте с  вами посмотрим, что за виды промыслов представлены на нашей ярмарке. (презентация) А узнаем мы это, если отгадаем загадки.

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…( русская матрешка)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (Дымка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда дымковская игрушка взяла свое название? На берегу реки Вятка в городе Киров есть Дымковская слобода.

Воспитатель: Из какого материала они сделаны?

Дети: из глины.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Дети : красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый малиновый.

Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?

Дети: используют всего 5 элементов: круг, волнистая и прямая линии, клеточки, точки.

Воспитатель: что означают элементы в росписи?

Дети: круг- солнце, волнистая линия –вода, клеточка – поле.

Воспитатель: Правильно! И от этого хоровода ярких красок получается очень веселые игрушки. Все поделки появляются на ярмарке. Вот как у нас с вами и ярмарка и веселье. Давайте и мы с вами немножко повеселимся. Поиграем в игру «Гори-гори ясно».

Игра «Гори-гори ясно».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите принять участие в ярмарке?

Дети: Да.

Воспитатель: С пустыми руками туда не пускают. Предлагаю вам сделать пряники. Не простые, а в виде игрушек Дымковских. Присаживайтесь на свои места.  Делать пряники будем из соленого теста. Элементы для украшения делать из цветного теста. На столах у вас тесто и шаблоны. Вам нужно раскатать лепешку и по шаблону стекой вырезать пряник. Из цветного теста сделать элементы дымковской росписи. Все детали пряника, для лучшего склеивания мы смачиваем водой. Прежде чем приступить к работе, нам необходимо наши пальчики разогреть:

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Воспитатель: Приступаем к работе.

Самостоятельная деятельность детей под контролем воспитателя.

Воспитатель:  Эй, ребята, выходите, да товар свой выносите. Давайте с вами посмотрим что, же у нас вами получилось. Для этого нам понадобиться острое зрение, значит необходимо сделать зарядку для глаз.

Гимнастика для глаз.

Глазкам нужно отдохнуть - ребята закрывают глаза

Нужно глубоко вздохнуть - глубокий вдох. Глаза все так же закрыты

Глаза по кругу побегут - глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Много-много раз моргнут - частое моргание глазами

Глазкам стало хорошо - легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз

Увидят мои глазки все! - глаза распахнуты, на лице широкая улыбка.

 Воспитатель:  Посмотрите на наши пряники, усыпанные яркими цветами. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошим настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые пряники.

 

Воспитатель: А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в игру «Передай другому».

Дети встают в круг и под музыку передают друг другу дымковскую игрушку. У кого игрушка окажется  в руках после окончания музыки  - тот должен ответить на вопросы.

Вопросы к игре:

1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

2. Из чего изготавливали игрушку?

3.Какие цвета использовали для росписи игрушки?

4. Какие элементы использовали для росписи игрушки?

5. Как ласково называют дымковскую игрушку? ( «Дымка»)

Воспитатель:  Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо. А вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Лепка птички по мотивам дымковской игрушки"

Занятие направлено на знакомство детей с дымковскими игрушками....

Конспект занятия по лепке «Красивая птичка» (По мотивам дымковской игрушки)

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее ...

Презентация к ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет»

Презентация к  ООД  по художественно-эстетическому развитию «Лепка из соленого теста  по мотивам дымковской игрушки в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет»...

Конспект ООД по лепке из теста по мотивам дымковской игрушки «Уточка» в младшей группе

Программное содержание:. Закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание,2. Развивать желание лепить игрушки из теста3. Познакомить детей со свойствами теста.4. Воспитывать уважение...

«Лепка из соленого теста по мотивам хохломской игрушки- матрёшки»

В рамках тематики недели "Народные промыслы" в нашем детском саду была открыта выставка народной игрушки, все дети приняли активное участие в изготовлении игрушек....