Организованная образовательная деятельность в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Тема: «Удивительный подводный мир».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Прокофьева Ирина Дмитриевна

Методическая разработка по творческому развитию детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной  деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. 

Тема: «Удивительный подводный мир».

                                         

                                                              Составила воспитатель: Прокофьева И.Д.

                                                            Дата проведения занятия: 30.04.2021г.

                                                                             

                                         

                             

Санкт-Петербург 2021г.

                                   

 Цель занятия:

Создание условий для формирования креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников, с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства. 

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;
  • Познакомить  детей с мозаичным способом пластилинографии, а также созданием модульной лепки;
  • Закреплять умения и навыки детей в работе с пластилином – приёмы отщипывания, скатывания  кусочка пластилина в шар, жгутик, сплющивание.

     Развивающие:

  • Развивать  внимание, память, воображение, мышление, любознательность;
  • Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, расширять словарь детей.

     Воспитательные:

  • Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;
  • Воспитывать интерес к пластилинографии, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели;
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое  развитие,  речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон , флешка (аудиозапись шум моря)
  • проектор(слайды с морскими обитателями.)
  • коллаж с изображением морского дна, миниатюры разнообразного мусора.
  • пластилин, клеёнка, стеки, колпачки от фломастеров, глазки, салфетки.
  • заготовки из белого картона морских обитателей.

Словарная работа:  активизация словаря в ходе занятия; (морские обитатели; акватория; батискаф; подводный мир; морской конёк, морская черепаха, осьминог и т.д.)

Предварительная работа:  С детьми проводится беседа о жителях морей и океанов; ознакомление с их внешним видом и образом жизни. Рисование на тему «Морские обитатели»; «Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги).

Ход организованной  образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, и друг друга.

«Встанем рядышком, по кругу. Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет» и «Добрый день!». Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся- «Доброе утро!».

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам историю про мышонка. Одним прекрасным солнечным утром мышонок выбрался из своей норки, и вдруг услышал какой- то шум (шум моря – аудиозапись). Что это ребята?

Дети: Шум моря.

Воспитатель: Мышонок подумал, откуда в лесу может доноситься шум моря? Оглянулся и увидел ракушку, она просила о помощи (аудиозапись – «Я лежу себе на дне моря, никого не трогаю, и вдруг, на меня что- то падает, потом что- то рядом упало ещё, меня схватили и выбросили»).

Воспитатель: Что же случилось с ракушкой, ребята? Как вы думаете?

Дети: Кто- то её выбросил из воды.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что происходит в акватории моря (рассматриваем коллаж).

Дети: На морском дне мусор.

Воспитатель: Откуда он берётся?

Дети: Люди засоряют, бросают мусор, отходы от фабрик, заводов.

Воспитатель: Посмотрите, все морские обитатели пропали. Почему?

Дети: Не хотят проживать, где грязно и опасно.

Воспитатель: Я хочу показать вам, как представила свой рисунок одна девочка (дети рассматривает рисунок по экологии.)

В-ль: Какие мысли и чувства вызывает у вас, её рисунок? Что она хотела до нас донести?

Дети делятся своими впечатлениями о увиденном (рыбы, похожи на бутылки,  вокруг мусор.)

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы ракушка и другие морские жители вернулись в нашу морскую акваторию?

Дети: Очистить морское дно от мусора и отходов.

В-ль: Давайте соберём мусор с морского дна в мусорный мешок.

Дети (убирают весь мусор с коллажа в мешок).

Воспитатель: Замечательно справились, теперь наша морская акватория в порядке.

Наша ракушка может вернуться домой, однако пусто в море без морских жителей, согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Что мы можем сделать?  Дети рассуждают.

В-ль: Предлагаю с помощью пластилина сделать ярких, объёмных морских жителей и оживить наше море.

Воспитатель: Но сначала вспомним, каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Медуза, краб, акула, осьминог, рыбы и т.д

Воспитатель: Ребята, предлагаю сесть в батискаф и опустится на морское дно.  (Показ слайдов сопровождением художественного слова).

Ярко-синие иголки, у него тверды и колки – морской еж.

Вся прозрачная без груза, мягко плавает медуза – медуза.

Вот несется осьминог, пара глаз и 8 ног – осьминог. 

Они плавают по днищу, они в море ищут пищу – морские звезды. 

Толстый краб ползет, спешит, рыб пугает и смешит – краб.

Обхватив хвостом травинку, не за край, за серединку,

За коралловый пенек, хочет сесть в воде конек,        

Передние – ласты, а задние – лапы,

Есть панцирь овальный, подобие шляпы – черепаха,

У родителей и деток , вся одежда из монеток – рыбки.

Воспитатель: А теперь ребята небольшая разминка.

Физкультминутка

Море очень широко! (руки в стороны)

Море очень глубоко! ( присесть)

Рыбки там живут друзья ( руки сложить, движение волны)

А вот воду пить нельзя (развести руки в стороны, приподнять плечи)

А над морем чайки кружат ( руки в стороны, размахивать как крыльями)

Мы теперь плывём по морю( руки перед грудью, движение-плывём брасом )

Веселее загребай ( движение- плывём кролем)

И дельфинов догоняй.

В-ль: Мы размялись, а теперь пора за дело.

В-ль: Присаживайтесь за столы. Рассмотрите и назовите, какие предметы у вас на столах?

Дети: Пластилин, стеки,  колпачки от фломастеров, мелкие детали(глазки,  и т.д)

В-ль: Сегодня, я предлагаю, сделать морских обитателей с помощью пластилина.  Вы уже умеете рисовать пластилином, когда мы размазываем пластилин по форме. А я хочу вам предложить, украсить наши картинки, мозаичной техникой лепки. Она называется мозаичная, потому что заготовки из пластилина укладываются как мозаика.

Показ воспитателя приёмов пластилинографии (пошаговое объяснение, наглядный образец).

В-ль: Нужно взять пластилин и отщипнуть небольшой кусочек, скатываем между пальцами шарик, затем другой и т.д. Необходимо накатать много шариков любого цвета,  одинакового размера.

В-ль: Теперь выберу картинку  и заготовленные шарики прилепляю  как мозаику, каждый шарик друг к другу, можно рядами, без пробелов.

В-ль: Плавники и хвост я хочу украсить по-другому, раскатать жгутики одинаковые  по размеру и выложить, также мозаичным способом друг к другу. При необходимости воспользуйтесь стекой.

В-ль: Можно жгутики свернуть в ракушку и украсить любую часть, например глаза.

В-ль: А для чего у нас колпачки от фломастеров? Как вы думаете?

Дети:  Можно сделать отпечаток на пластилине.

В-ль: Да, можно так украсить чешую у рыбы или другого морского жителя. Также для украшения применить бусины.

В-ль: Я свою рыбку украсила, теперь дело за вами. Я думаю, каждый из вас сделает необычного морского жителя.  

В-ль: Прежде чем приступим к работе, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осьминожки».

Плыли, плыли осьминожки (резко и ритмично  выбрасывать пальцы из кулака)

Опустились на дорожку (поставить пальцы подушечками  на стол)

Быстро-быстро побежали (пальцы бегают по столу)

И три ножки потеряли,

Но зато осталось пять (на слово пять- показать раскрытые ладони)

Можно всё пересчитать! (поочерёдно загнуть все пальцы в кулак)

В-ль: Приступаем к работе, ребята, помните, что пластилин нельзя брать в рот, бросать его на пол? Спинку держим прямо не ложимся за стол.

Дети занимаются творчеством в сопровождении фоновой музыки моря.

Воспитатель поощряет проявление самостоятельности, следит за аккуратностью в работе с пластилином. Педагог подчёркивает индивидуальность в выполнении каждой работы.

В-ль:  Посмотрите, как ожила акватория  подводного царства, вам нравится наша совместная работа? (ответы детей).

-Какие, были сложности в работе? (ответы детей).

-Теперь наша ракушка довольна, она попала домой.

- Как вы думаете, вы доброе дело сделали?

- Почему?

Дети: Очистив водоём, мы помогли морским обитателям вернуться домой.

 В-ль: Давайте  будем беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства

презентация  на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...

Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинография. «Ёлочка – Красавица» Старшая группа.

Цель:создание условий для изготовления "Ёлочки - красавицы" в технике пластилинография.Задачи: - формировать интерес к работе с пластилином;- Закреплять умение использовать в работе нетрадиционну...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии «Елка в зимнем лесу» в старшей группе детского сада.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии  «Елка в зимнем лесу» в старшей группе детского сада....

Развитие художественной одаренности дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Одаренный ребенок — это личность, имеющая потенциал   интеллектуального и креативного развития. Поэтому любой ребенок есть одаренный, получивший от природы и родителей бесценный «...

«Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»

Тема моего опыта работы «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников»Целью моей работы является Сформировать у дошкольников...

НОД с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства (пластилинография) в средней группе по теме: «Весенний букет»

НОД с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства (пластилинография) в средней группе по теме: «Весенний букет»...