Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему «Русская красавица матрешка» (по мотивам загорской росписи)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Щедринова Анжелика Михайловна

Интегрированные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству.

Задачи:

-познакомить детей с матрёшкой  (история создания,  материал, внешний вид, особенности росписи).

-развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

-воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с красками

-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

-развивать  образное восприятие, воображение, творчество.

-закреплять приёмы рисования.

-формировать у детей представление о народной игрушке Матрёшке как символе России, с целью нравственно-патриотического воспитания.

Активизировать словарь:

Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование:  Игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, краски, салфетки,тычки, интерактивная доска (презентация).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Ход занятия:
I.     Организационный момент:

- Ребята, посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

  Игровое упражнение .

- Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

И поздороваемся:

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо глубое

Здравствуй резвый ветерок

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в родном краю

И всех я вас приветствую.

II.    Основная часть

1.Введение в тему

а) Беседа

Воспитатель:

Ребята, сегодня для вас я приготовила  сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
           

            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.


(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 


- А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка,  круглёшечка! Улыбается  всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

-Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.  Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

 

- Ребята, какие матрёшки бывают по размеру?

- Что мы можем сказать о нарядах нашей красавицы? Какого цвета у неё платок? Как украшен сарафан?

-Смотрите, какой румянец на лице. Бровки чёрные, губки алые!

-Нравится вам матрёшка?

-Ребята, как вы думаете почему матрёшка называют расписной? 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

-А я знаю стишок!

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются -матрёшки.

Воспитатель:

- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.

 Правильно. Ее изготавливают из дерева,  липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её,  украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.  

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.  А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Танцевальные движение под народную музыку.

Игра : у кого в уках матрешка.

Воспитатель:

 Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, вам интересно посмотреть какие бывают матрёшки?

Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим на доску.

Презентация.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок не раскрашены, а  платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам  стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда за работу!

2.  Практическая работа

а) Техника безопасности при работе

Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать загорскую матрешку.

Перед работой разомнём свои руки.

 

 3. Проводиться пальчиковая гимнастика.

У матрёшки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане,

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

4.Наглядный показ воспитателя.

Воспитатель: Мы с вами размяли наши пальчики, а теперь давайте посмотрим на меня. Я покажу вам как надо расписывать матрёшку.

У Загорских-то матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд.

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)

Гимнастика для глаз.

  1.   Формы непрерывной образовательной деятельности

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).  


Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

(Дети выходят на ковер. Становятся в кружок)


III. Заключительная часть.

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Рефлексия:  (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)

Сюрпризный момент (пряники  матрешки)

Ну, а сейчас пришло время расставаться. Скажем до свидания нашим гостям. До свиданья!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»  

                          Предгорного муниципального округа Ставропольского края

                          Конспект НОД

  по художественно – эстетическому развитию

       на тему «Русская красавица матрешка»

            (по мотивам загорской росписи)

                        в средней группе

                                                                                                 Воспитатель:

Щедринова А.М.

                                                      2021 г.

Конспект НОД в средней группе

на тему «Русская красавица матрешка»

(по мотивам загорской росписи)

Интегрированные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству.

Задачи:

-познакомить детей с матрёшкой  (история создания,  материал, внешний вид, особенности росписи).

-развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

-воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с красками

-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

-развивать  образное восприятие, воображение, творчество.

-закреплять приёмы рисования.

-формировать у детей представление о народной игрушке Матрёшке как символе России, с целью нравственно-патриотического воспитания.

Активизировать словарь:

Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование:  Игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, краски, салфетки,тычки, интерактивная доска (презентация).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Ход занятия:
I.     Организационный момент:

- Ребята, посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

  Игровое упражнение .

- Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

И поздороваемся:

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо глубое

Здравствуй резвый ветерок

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в родном краю

И всех я вас приветствую.

II.    Основная часть

1.Введение в тему

а) Беседа

Воспитатель:

Ребята, сегодня для вас я приготовила  сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
           

            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.


(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 


- А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка,  круглёшечка! Улыбается  всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

-Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.  Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки бывают по размеру?

- Что мы можем сказать о нарядах нашей красавицы? Какого цвета у неё платок? Как украшен сарафан?

-Смотрите, какой румянец на лице. Бровки чёрные, губки алые!

-Нравится вам матрёшка?

-Ребята, как вы думаете почему матрёшка называют расписной? 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

-А я знаю стишок!

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются -матрёшки.

Воспитатель:

- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.

 Правильно. Ее изготавливают из дерева,  липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её,  украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.  

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.  А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Танцевальные движение под народную музыку.

Игра : у кого в уках матрешка.

Воспитатель:

 Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, вам интересно посмотреть какие бывают матрёшки?

Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим на доску.

Презентация.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок не раскрашены, а  платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам  стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда за работу!

2.  Практическая работа

а) Техника безопасности при работе

Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать загорскую матрешку.

Перед работой разомнём свои руки.

 3. Проводиться пальчиковая гимнастика.

У матрёшки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане,

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

4.Наглядный показ воспитателя.

Воспитатель: Мы с вами размяли наши пальчики, а теперь давайте посмотрим на меня. Я покажу вам как надо расписывать матрёшку.

У Загорских-то матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд.

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)

Гимнастика для глаз.

  1.   Формы непрерывной образовательной деятельности

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).  


Воспитатель
: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

(Дети выходят на ковер. Становятся в кружок)


III. Заключительная часть.

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Рефлексия:  (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)

Сюрпризный момент (пряники  матрешки)

Ну, а сейчас пришло время расставаться. Скажем до свидания нашим гостям. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ( Художественно - эстетическое развитие) Тема: « Мир вокруг нас. Зимняя композиция». ( Коллажная аппликация). Область- Социализация.

Цель: Развитие творческих способностей детей по средствам аппликации старшего дошкольного возраста. Задачи: -  Воспитывать интерес к красоте зимней природы.-   Формировать...

Конспект НОД Художественное-эстетическое развитие (рисование) «Бабочка-красавица».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования«Бабочка-красавица»....

Конспект занятия «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Чтение русской народной сказки»

Конспект занятия  «Художественно-эстетическое развитие» Тема: Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" Возрастная группа дошкольников- Старшая...

Презентация по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе: "По мотивам городецкой росписи"

Презентация по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе: "По мотивам городецкой росписи"...

Методическая разработка по рисованию на тему "Русская красавица матрешка"

Методическая разработка "Русская красавица матрешка" поможет увлечь ребенка в разноцветный и яркий мир творчества...

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию. Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя группа.

Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя г...