Проект "Волшебство своими руками"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Мязина Наталия Алексеевна

Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебство своими руками"974.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 55»

Творческий проект

Волшебство своими руками

DSCN8019

Воспитатель: Мязина Н. А

.

2019г.

«Творчество – это движение к красоте

                          и гармонии, как в мире, так и в душе

каждого человека…»

   Дети с большим удовольствием фантазируют, воплощают свои фантазии в жизнь. Неуёмную фантазию остановить невозможно и не нужно этого делать. Творчество всегда сопровождается интересом и любопытством. Оно заставляет быть более внимательным  к окружающему миру, учит быть наблюдательным, умет стилизовать реальные  предметы. Одна из главных задач – подарить детям  мир красоты и научить их видеть прекрасное.

C:\Users\дарина\Desktop\Новая папка (3)\DSCN8074.JPG

Содержание проекта:

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Вид проекта: внутригрупповой.

Состав проектной группы: воспитатель - Мязина Наталия  

   Алексеевна, дети 4-5 лет, родители.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

 №55» п. Лоза Сергиев - Посадского района Московской области.  

 Сроки проведения: сентябрь2017- май2019.

Актуальность проекта:

 Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности  человеческого сознания

    Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

   Возраст от 3 до 6 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

     В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие

Виды изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем

его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой,  

с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес,

чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика»

DSCN7782

Цель проекта:

-  Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

-  Познакомить с историей тестопластики, его техникой.

-  Создать все условия для реализации творческих способностей у детей, поощрять желание   фантазировать и превращать фантазию в осязаемый продукт.

 -  Растить малышей умелыми.

DSCN7866

Задачи проекта:

 

Обучающие:

- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями,            необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

          - познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, её возможностями - обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

- начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь;

- расширять словарный запас;

- расширять кругозор;

- развивать наблюдательность;

- развивать эстетический вкус;

- развивать образное и логическое мышление;

- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

- развивать координацию движения рук;

- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и          прощупыванием;

- использовать в работе различные способы лепки.

Социальные:

- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Принципы:

 -Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.                                           - Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей.    

-Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.

- Создать условия для творчества.

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Лепка детьми.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

     6. Рассматривание готовых работ.

Методические рекомендации

по организации игр-занятий:

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Создать условия для творчества.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его         деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребёнка.                    

DSCN7772.

Способы лепки:

1. Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный способ – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из

отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

DSCN7805

Преимущества солёного теста:

 -можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.                                                   -легко отмывается и не оставляет следов.                                                                                       -безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!                                  

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет                               - можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе.                                                           - пристает любая деталь, а возможности для росписи-практически  неограниченные.                                    

 - поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.                                       - с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

Предполагаемый результат:

- сформируется общая осведомленность детей

- повысятся технические навыки и умения

- разовьется моторика рук

-дети будут проявлять творчество в процессе лепки

-станет устойчивым интерес к изобразительному творчеству на занятиях и

 самостоятельной деятельности.

-разовьётся речь, память, воображение, мышление, внимание у детей.


Форма работы:

 Совместная деятельность педагога с детьми.

DSCN7754

Этапы работы:

  1. Подготовительный.

  1. Основной.

  1. Заключительный.

Подготовительный этап:

-Изучение и сбор информации по теме проекта.

-Определение цели и задач проекта.

-Анализ предметно-развивающей среды группы.

-Подборка литературного материала и подбор образцов по тестопластики.

-Вовлечение родителей в работу по развитию творческих способностей детей.

-Мастер-класс для родителей.

DSCN7903

Мастер-класс для родителей.

Основной этап:

DSCN8064

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста:

«Слепи что-нибудь необычное» Воспитатель предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

        «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

  «Волшебные превращения» Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».

«Поможем скульптору» Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

«Чего на свете не бывает?» Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение» Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».

«Добрый и злой.» Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

«Карлики, великаны» Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать всё, что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».

  «Машина времени» Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

«Загадки и отгадки» Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде слепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

DSCN8215

Темы бесед с детьми:

Беседа: «Труд  пекаря» Беседа  с детьми о том, как хлеб приходит на стол, о труде пекаря. Чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и о труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба. Рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций Рисование на тему «Откуда хлеб пришел» и оформление выставки рисунков.

Работа с родителями. Подготовка рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу?»

         Беседа : « Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

Задачи. Воспитательные: формирование положительного отношения к труду пекаря; воспитание бережного отношения к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми . обогащение  знаний детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол.

Содержание беседы.

Загадывание детям загадки:

«Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колос)

Рассматривание с детьми колосков ржи и пшеницы.

Физкультминутка «Каравай».

Взрослый говорит слова, дети выполняют определённые движения.

В землю зёрнышко посадим,

Слишком малое оно.

Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.

Землю солнышко согреет,

Быстро прорастёт зерно.

Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.

Будет ветер тучки гнать,

Дождик землю поливать.

Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.

По полю комбайн пройдет,

Урожай наш соберет.

Дети шагают на месте.

Мельник смелет нам муки,

Ну а пекарь из муки

Испечёт нам пироги.

Дети имитируют движения пекаря: месят тесто, пекут пироги.

Всем на радость раздавай

Пышный, вкусный каравай!

Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к    чаю.

Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба: тесто не любит суеты, пустословия, да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить; тесто, приготовленное с любовью и душою, всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.

         Беседа: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи. Воспитательные: формирование у детей социальных мотивов деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других»; воспитание таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость и аккуратность. Расширение  представлений  детей о труде пекаря, активизация словаря детей: закрытый пирог, открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, курник, начинка и др.

Содержание беседы.

Ознакомление детей со старинной русской пословицей: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Предложить им объяснить значение этого выражения.

Рассказ взрослого «Любимые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и др.». Рассказ сопровождается показом картинок.

Предложить детям вспомнить пословицы о труде и хлебе.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи и др.

Беседа: « Весёлое чаепитие»

Задачи. Воспитательные: воспитание у детей бережного отношения к хлебу, как продукту труда взрослых, привитие уважения к людям труда. Обобщение и систематизация знаний детей о том, как хлеб приходит на стол; расширение и обогащение словаря детей: рогалик, плюшка, плетенка, крендель, сдоба и др.

Содержание беседы.

Чтение детям стихотворения:

«Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!» (С. Погореловский)

Дидактическая игра «От зернышка до каравая». Прослеживание цепочки изготовления хлеба.

DSCN7655

Сюжетно-ролевые игры:

  1. « В булочной»

  1. «Весёлое чаепитие»

  1. « В пекарне»

Пальчиковая гимнастика:

  Картотека пальчиковых игр  ( см. в приложении)

Организованная образовательная деятельность:

(см. план самообразовании)

DSCN7800

Заключительный этап:

-Анкетирование родителей.

-Оформление памятки для родителей: « Это полезно знать»

-Мастер – класс для педагогов: «Волшебство своими руками»

-Оформление выставки детских работ.

-Презентация проекта.

DSCN8251

Мастер – класс для педагогов

«Волшебство

своими руками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Сделайте пособие своими руками. "ТЕЛЕВИЗОР"

Уважаемые родители! Попробуйте сделать вместе с детьми увлекательное пособие "Телевизор". Оно поможет вам не только весело провести совместный досуг, но и  позволит   автоматизировать ...

Сделаем пособие для выработки целенаправленной воздушной струи своими руками.

Постановка многих звуков начинается с выработки целенаправленной воздушной струи. Незатейливые пособия, котрые я хочу предложить вашему вниманию, позволят превратить довольно скучный процесс в увлекат...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...