Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация. Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Цель:

- приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.

- привлечение родителей к совместному труду с детьми, ознакомление с декоративно-прикладному искусству, вовлечение в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matreshka_kak_simvol_semi.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ с.Березовка»

группы дошкольного образования

Саратовская область Энгельсский район

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация.

Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»

Подготовила и провела воспитатель:

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

2018г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация.

Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»

 

Цель:

- приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.

- привлечение родителей к совместному труду с детьми, ознакомление с декоративно-прикладному искусству, вовлечение в образовательный процесс.

Программное содержание:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуре, эстетический и художественный вкусы.

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

-  прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

- учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.

- закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, чтение стихов о русских народных промыслах, разгадывание загадок;

- дидактические, подвижные и хороводные игры;

- рассматривание матрёшек и игры с ними.

Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки»,  демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек; ноутбук, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Организационно-мотивационный этап

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

- Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Корзиночку вам принесла.

Корзиночка не простая

И товар в ней расписной.

Что же в этой корзиночке?

Открою секрет.

Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?

Здравствуйте!

Ответы детей.

2.Основная часть

Этап постановки проблемы

 Этап ознакомления с материалом

- Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?

Воспитатель: что можно с ней делать? 

       Вот послушайте, что я вам расскажу об этой игрушке.

Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.

Матрёшка- удивительная игрушка! Матрёшке немногим более ста лет. Есть несколько версий, как родилась матрёшка.

        Первая- раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали для них игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева.

        По другой версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца – «писанки».

        По третей версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось пять фигурок поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой, т.к. раньше на Руси было распространено женское имя Матрена, поэтому куклу и назвали Матреной или Матрешкой.

   Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет больше 100 лет. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ) 

Этап практического решения проблемы

Как вы думаете из каких пород деревьев делают матрешек? 

Древесину выдерживают в течение двух- трёх лет, а затем на станках вытачивают матрёшек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.

   Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)

  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.
  • Вытачивают фигурку на станке.
  • Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
  • Просушивают.
  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

- Матрешки бывают разные. Название им давали в зависимости откуда она родом, где сделана была матрешка.

-  Каких матрешек вы знаете?

- А чем они различаются?

- А теперь, ребята, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

Л. Некрасова «Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки,   ( руки на поясе, повороты с приседанием)
Ладушки, ладушки.    (хлопки)
На ногах у нас сапожки, ( руки на поясе, движения ногами « Ковырялочка»)

Ладушки, ладушки,  (хлопки)
В сарафанах наших пестрых,  (кружаться)
Ладушки, ладушки,  (хлопки)
Мы похожи словно сестры,  (качают головой)
Ладушки, ладушки.   (хлопки)

- А что означает имя «Матрена»?

В основе имени лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

       «Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа. - Это символ семьи, многодетности. Она как хранительница, оберег». Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Наряду с женскими образами в ранний период развития сергиево-посадской матрешки часто встречались и мужские персонажи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. 

- А сейчас я вам покажу «семейные матрешки», которые подготовили ребята  вместе со своими родителями.

- Ребята к вам в гости пришла вот такая матрешка (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная?

Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.

Перед работой пальчиковая гимнастика:

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой). 

Этап ознакомления с материалом

Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.

(играть, любоваться, разбирать и собирать).

Дети рассматривают картинки.

Открывают и рассматривают

Этап практического решения проблемы

(Ответы детей) – лиственница, липа, берёза, ольха, срубленных весной.

Дети отвечают по алгоритму:

(ответы детей: Загорские, Семеновские и Полхов – Майданские).

(ответы детей: расписывали матрешек в разных местностях по разному).

Выполняют движения и проговаривают слова.

(ответы детей).

(Показ рисунков).

(ответы детей: она одна)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.

Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).

3.Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы! Давайте рассмотрим ваши работы.

- Что было трудно делать? А что нет?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них.

- Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы все молодцы! Дружно работали!

 Чтение стихотворения А.Гришина детьми:

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.


Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

Дети благодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Моя семья"

Данный материал будет полезен воспитателям при прохождении лексической темы "Моя семья"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Символы Санкт-Петербурга"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Символы Санкт-Петербурга" будет полезен и воспитателям и родителям дошкольников. Его можно использовать не только в ходе НОД, а также в любое время ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий Тема: "Русская матрешка"

Конспектнепрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе(развитие речи, художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие) с использованиемздоровьесберегающих, игровых те...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информац...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация. Тема «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Цели:1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.3. Воспи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Художественное творчество. Рисование. «Красавицы - подружки»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством - народной игрушкой.Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементо...