Консультация для педагогов «Лепим с малышами»
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

      § 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми

      Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки теперь вызывают у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются освоенные изобразительные умения и навыки.

    

      § 2. Задачи обучения и прохождение программы

      Задачи обучения лепке во второй младшей группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки обращать внимание на форму предметов и величину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepim_s_malyshami.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Лепим с малышами»

      § 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми

      Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки теперь вызывают у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются освоенные изобразительные умения и навыки.

     

      § 2. Задачи обучения и прохождение программы

      Задачи обучения лепке во второй младшей группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки обращать внимание на форму предметов и величину.

      I квартал

      Для осуществления указанных задач воспитатель проводит ряд занятий-упражнений, цель которых — обучить детей изображать простые предметы (столбики, палочки, карандаши). При этом дети учатся согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины.

      Следующий этап — это изменение знакомого предмета для получения другого: например, свернуть палочки в колечки, баранки, бублики.

      Лепка кольца требует зрительного контроля. Для того чтобы форма получилась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами — это важный момент как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке (только пальцами создается живая, интересная

      форма). Одновременно с умениями изобразительного характера воспитатель учит детей правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки.

      После того как дети освоят лепку столбика и кольца, дети учатся лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут понадобятся координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму (а не овальную или расплющенную). Упражняясь, дети лепят шары, мячи, яблоки, апельсины, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке, способствует выполнению задач изобразительного характера: дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом — много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к основным иголочкам, получить вишенки.

      Дети получают удовольствие от вылепленных фигур и осваивают действия, которые образуют форму шара.

      II квартал

      В этом квартале дети вначале учатся изображать дискообразные предметы приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, углубляя поверхность пальцем или специально приготовленными палочками — печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат. В этом случае им предоставляется самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении научатся украшать свои изделия более ритмично. Помимо плоскостного украшения дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики побольше располагаются посредине, а маленькие — по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки (рис. 3).

      Так закрепляется техника лепки, дети учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.

      III квартал

      Детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей: самолет, снеговик, башенка из шариков, кольцо или диск, мишка-неваляшка, кукла-неваляшка, зайка-неваляшка, птичка (по освоении шара, цилиндра — палочки, столбика, диска — лепешечки). Однако в этой возрастной группе еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать их в конструктивном порядке. Поэтому по заданию воспитателя они лепят снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет — из трех валиков глины.

      И тем не менее изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры. Для этого лепят два шара разной величины, основанием служит большой, сверху прикладывают маленький, плотно прижимают одну часть к другой, не нарушая формы. Лепка снеговика — предварительная работа перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей (добавляются маленькие шарообразные руки). Еще сложнее изображение мишки-неваляшки, так как дети должны вылепить круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А ушки зайки-неваляшки дети лепят из столбиков, немного расплющенных пальцами.

      Лепка любого предмета — это создание образа, обладающего определенной выразительностью. Задача эта решается передачей формы, пропорций, дополнительных деталей и фактуры. Поэтому уже с младшей группы детей учат применять выразительные средства. Речь идет не только о форме и пропорциях, но и о подрисовке глаз, носа, рта у кукол-неваляшек, мишек, зайцев (рис. 4) Отметим: приемы эти детям знакомы (подобным способом они уже делали украшения на пряниках и печенье).

      Постепенно в процессе лепки включаются в работу пальцы. Теперь педагог может предложить детям вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.

      В летнее время закрепляют умения, полученные в течение предыдущих трех кварталов. Дети могут лепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи, фрукты. Обучение лепке педагог строит так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа.

      Дети 3 — 4 лет могут уже в большей степени, чем дети третьего года жизни, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше, они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки. Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате он их называет «яблочками». Или: решено вылепить погремушку. Шар соединяется с палочкой-ручкой, но, скрепляя части, ребенок расплющивает шар. Получившееся изделие напоминает ему грибок; первоначальный замысел меняется.

      На первых этапах обучения воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребенка. Но по мере овладения способами лепки педагог направляет детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагает переделать фигурку.

      Постепенно под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми. Правда, форма предмета еще неотчетлива, однако на протяжении одного занятия дети могут вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.

     

      § 3. Методы и приемы обучения

      Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображать предметы в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.

      Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Для этого составляются небольшие группы по 5 — б детей. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными.

      Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ, — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр — в столбике, в заготовке для бараночек и др.).

      На этой основе формируются обобщенные умения и развивается способность действовать самостоятельно: например, лепить круглый апельсин так же, как яблоко. И не только апельсин, но и снеговика, неваляшку: части, из которых они состоят, тоже круглые.

      На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю. Педагог берет ком глины и комментирует свои действия («Беру кусок глины, кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик!»). Все действия при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения воспитатель предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе.

      Показ и объяснение способов изображения занимают на занятии не более 3 — 4 мин.

      Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.

      Результат от занятия достигается только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого он обыгрывает тему занятия, замечая, что дети будут лепить пряники для кукол, или предлагает вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок (рис. 5), или поставить цыплят на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель (рис. 6). С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия — действия, мимику, смех. После занятия они вспоминают, как лепили, оживленно рассказывают вечером родителям.

      Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки). Например, дети лепят предмет, состоящий из нескольких частей, и должны, прижимая, плотно соединить части. Кому-то не удается, и работа распадается на части. Воспитатель обращается к ребенку или ко всем детям и замечает, что части соединяют прочно, плотно прижимая одну к другой. Педагог предлагает исправить ошибку, а если ребенок затрудняется, то помогает.

      Следовательно, все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов "Экологическое воспитание малышей"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Консультация для родителей "Лепим из пластилина с малышами"

В данной публикации даны рекомендации для родителей по лепке с малышами дома, рассказано о важности работы с пластилином для детских пальчиков, для развития речи....

Консультация для родителей «Лепим из пластилина с малышами»

Развитие ребёнка посредством художественного и декаративно-прикладного искусства это важнейшая составляющая  в формирование личности ребёнка. Поэтому данная консультация будет интересна родителям...

Консультация для педагогов «Лепим с малышами»

Консультация для педагогов «Лепим с малышами» 2 младшая группа      § 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми      Дети...

Консультация для педагогов «Лёгкая адаптация малышей к детскому саду, с помощью устного народного творчества»

Для  успешной организации процесса адаптации малышей  нам педагогам необходимо хорошо  знать особенности развития  детей раннего возраста, учитывать социальную  ситуацию...