Волшебные пальчики
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Горохова Екатерина Владиславовна

На основании Закона РФ «Об образовании» образовательная организация в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными, реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Таким образом, дополнительное образование является сегодня актуальным, полноценным и необходимым компонентом системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki_mbdou_detskiy_sad_no14.docx703.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Pictures\ControlCenter4\Scan\CCI26032021_0001.jpg

Пояснительная записка

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Уровень освоения программы: стартовый.

Направленность программы: Художественная

Актуальность программы 

Дошкольный возраст является сенситивным периодом, для всестороннего развития ребенка, как творческой личности. Развитие воображения, представления, умения фантазировать в детском возрасте наиболее продуктивно, а наличие развитых данных качеств очень важно для всесторонне развитого взрослого человека.  

В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка является очень полезным занятием для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка это очень интересное, увлекательное и нередко любимое занятие для детей и взрослых, так как, имея тактильные ощущения при деятельности, она оказывает как релаксирующее, так и наоборот активизирующее действие. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал, прекрасно подходящий для лепки особенно с детьми. Соленое тесто позволяет вылепить из себя все, что угодно, не требует специальной техники для сушки, а после высыхания изделие может быть разукрашено по желаниям автора, получив сувенир на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Актуальной, данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, развитие мелкой моторики способствует развитию речевой активности, развитию интеллектуальной активности по средствам связи зон мозга и переферии нервной системы.

 Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько экологическая безопасность, безграничные возможности продуктов деятельности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали.

Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Новизна программы 

Сейчас нашим настоящим стала действительность в которой многие дети имеют особенности развития и ограниченные возможности здоровья. В образовательной деятельности для таких детей требуется разработка индивидуального образовательного маршрута и адаптированных программ. Тестопластика является универсальным способом развития и обучения всех детей. Данная программа подходит для всех детей и способствует развитию одинаково как детей дошкольного возраста с нормой, так и детей дошкольного возраста имеющих статус ОВЗ.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью всестороннего развития детей, в том числе и в художественной области. А так же развитие образного мышления детей, эстетического вкуса, мелкой моторики, памяти, внимания и тд.

Адресат программы: данная программа реализуется через кружок «Волшебные пальчики» с детьми старшего дошкольного возраста, 5-6 лет.

Объем программы: продолжительность программы 1учебный год (с октября по май).

Формы организации: очная.

Виды занятий: практические занятия.

Срок освоения программы один учебный год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Для занятий дети разделяются на подгруппы. Оптимальное количество детей в подгруппе – 5-6  человек. Длительность занятий 20-25 минут.

Цель программы: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
  • Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
  • Познакомить с тестопластикой.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
  • Познакомить со способами и приемами изображения.

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  2. воспитывать умение четко соблюдать  необходимую последовательность действий. 
  3. воспитывать умение организовать  свое ра¬бочее место, убирать за собой.     

Функции тестопластики: 

  • Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
  • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания

Отличительные особенности программы:

Организация работы с тестом для детей прекрасно вписывает в себя применение игровых приемов на всех этапах работы, и при разработке, и при создании изделия, и при итоге работы. Разрабатывая свое изделия, например игрушку или украшение, дети проигрывают ситуации происходящие «понарошку» в устной игре, а при изготовлении ее в обычной игре с предметов, но уже собственного выполнения, что пробуждает в детях уже новое отношение к играм, эмоциональный отклик.

Принципы разработки программы по тестопластике:

  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Структура занятия:

  1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
  2. Объяснение, показ приемов лепки.
  3. Лепка детьми.
  4. Физическая пауза.
  5. Доработка изделия из дополнительного материала.
  6. Рассматривание готовых работ.

Методические рекомендации организации игр-занятий:

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

  1. Не мешать ребенку творить.
  2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
  3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
  5. Поддерживать инициативу детей.
  6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы лепки:

  1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
  2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
  3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
  5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Планируемые результаты освоения программы:

  • сформируется общая осведомленность детей
  • повысятся технические навыки и умения
  • разовьется моторика рук
  • дети будут проявлять творчество в процессе лепки
  • станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности. 

В результате работы кружка на конец года дети освоят следующие приемы лепки:

• скатывание прямыми движениями;

• скатывание круговыми движениями;

• расплющивание;

• соединение в виде кольца;

• защипывание  края формы;

• лепка из нескольких частей;

• пропорции;

• оттягивание части от основной формы;

• сглаживание поверхности формы;

• присоединение  части;

• прижимание;

• примазывание;

• вдавливание для получения полой формы;

• использование стеки.

Условия реализации программы: наличие отапливаемого  светлого помещения, более 12 кв м., со столами и стульями, а также наличие специальных материалов технического оснащения, для лепки.

Форма аттестации: выставки, просмотры, без оценочной системы (п.4.3 ФГОС ДО не предполагает проведение промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников).

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

теория

практика

октябрь

  1. «Грибная поляна» 1 день: лепка поляны, грибов. 2день: раскрашивание изделия.
  2. «Урожай яблок»
  3. Раскрашивание изделий

8

8

выставка

ноябрь

  1. «Птичка в гнездышке». 1 день: лепка гнезда и яиц в нем.

2 день: лепка птички.

  1. раскрашивание изделия.
  2.  «Дед Мороз»

8

8

выставка

декабрь

  1. «Снегурочка» 1 день: лепка Снегурочки 2 день: раскрашивание, украшение изделия. 2
  2.  «Новогодние подсвечники» 1 день: лепка изделия 2 день: раскрашивание 2

8

8

выставка

январь

  1. «Рождественские украшения» 1 день: лепка изделия 2 день: раскрашивание.
  2.  «Декоративные тарелки». 1 день: лепка, 2 день: раскрашивание.

8

8

выставка

февраль

  1. «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» 1 день: лепка, 2 день: раскрашивание.
  2.  «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» 1 день: украшение для мамы, 2день: раскрашивание изделий.

8

8

выставка

март

  1. «Рамка для фотографий» 1 день: лепка рамки (налеп, украшение рамки цветами); 2 день: раскрашивание.
  2.  «Ваза с цветами» (панно) 1 день: лепим фон, вазу (из цветного теста). 2 день: цветы (цветное тесто).

8

8

выставка

апрель

1. «Космодром» 1 день: лепка основы из цветного теста

2 день: лепка космического корабля, спутника

2. «Петух» (панно) 1 день: лепка фона, 2 день: лепка петуха

3 день: раскрашивание

8

8

выставка

май

  1. «Божья коровка и ее подружка» 1 день: лепка 2 день: раскрашивание.
  2. «Рыбки в аквариуме» 1 день: лепка аквариума. 2 день: лепка рыбок.

8

8

выставка

 Содержание учебного плана

ОКТЯБРЬ

Практика.

  1. Грибная поляна».

 Развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. Соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга. 1 день: лепка поляны, грибов. 2день: раскрашивание изделия. 2

  1. «Урожай яблок»

Учить детей сравнительному анализу, при исследование различных плодовых деревьев осенью, отрисовка деревьев на основе.

  1. Вылепливание на основе рельефа дерева по подготовленному рисунку.

исследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить плоды; умение лепить мелкие детали, развитие  умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

  1. Раскрашивание изделия.        

НОЯБРЬ

Практика.

  1. «Птичка в гнездышке» Знакомить детей с ленточным способом лепки; учить соединять лентообразную форму с диском (дном, вырабатывать навыки лепки деталей яйцевидной формы;
  2.  использовать приемы скатывания, вытягивания, сплющивания при лепки птички;
  1. продолжать учить расписывать фигурки после просушки. Тесто, стеки, фломастеры, картон, гуашь, палитра, вода. 1 день: лепка гнезда и яиц в нем.    2 день: лепка птички.
  2. Рраскрашивание изделия.
  3. «Дед Мороз»

ДЕКАБРЬ

Практика.

  1. «Снегурочка» 1 день: лепка Снегурочки, 2 день: раскрашивание, украшение изделия.
  2. «Новогодние подсвечники» Учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки. Свеча, металлические крышки от бутылок, соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры. 1 день: лепка изделия 2 день: раскрашивание 2

ЯНВАРЬ

ПРАКТИКА

  1. «Рождественские украшения» Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обрабатывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество. Соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер. 1 день: лепка изделия   2 день: раскрашивание.
  2.  «Декоративные тарелки» Закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке. Соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, картон круглой формы. 1 день: лепка  2 день: раскрашивание.

ФЕВРАЛЬ

Практика.

  1. «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки. Соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки (для украшения танка, и т. д. 1 день: лепка  2 день: раскрашивание.
  2.  «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» Учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно. Соленое тесто, стеки, гуашь, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер. 1 день: украшение для мамы 2день: раскрашивание изделий.

МАРТ

Практика.

  1. «Рамка для фотографий» Учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре, учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе. Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь. 1 день: лепка рамки (налеп, украшение рамки цветами). 2 день: раскрашивание.
  2.  «Ваза с цветами» (панно) Вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его, закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их). Цветное соленое тесто, картон прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки. 1 день: лепим фон, вазу (из цветного теста). 2 день: цветы (цветное тесто).

АПРЕЛЬ

Практика.

  1. «Космодром» Учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника. Цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода. 1 день: лепка основы из цветного теста 2 день: лепка космического корабля, спутника 2
  2. «Петух» (панно) Продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму. Картон, соленое тесто, фломастеры, рис, гуашь, вода. 1 день: лепка фона.         2 день: лепка петуха.   3 день: раскрашивание

МАЙ

Практика.

  1. «Божья коровка и ее подружка» Продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета. Соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь. 1 день: лепка 2 день: раскрашивание.
  2. «Рыбки в аквариуме» Развивать композиционные умения при размещении водорослей и рыб на фоне, передавать в лепке выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками. Соленое цветное тесто, картон, стеки, вода, гуашь. 1 день: лепка аквариума. 2 день: лепка рыбок.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

ОКТЯБРЬ

6,8,13,15,20,22,27,29

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Грибная поляна

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Грибная поляна

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Урожай яблок

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Урожай яблок

группа

выставка

НОЯБРЬ

3,5,10,12,17,19,24,26

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Птичка в гнездышке

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Птичка в гнездышке

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Птичка в гнездышке

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Дед Мороз

группа

выставка

декабрь

1,3,8,10,15,17,22,24

15.30

Подгрупповая, практическая работа

10

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Снегурочка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Снегурочка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Новогодние подсвечники

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Новогодние подсвечники

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ: Рождественские украшения

группа

выставка

январь

12,14,19,21,26,28

15.30

Подгрупповая, практическая работа

6

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Рождественские украшения

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Декоративные тарелки

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Декоративные тарелки

группа

выставка

ФЕВРАЛЬ

2,4,9,11,16,18,24,25

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я

группа

выставка

МАРТ

2,4,9,11,16,19,23,26

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Рамка для фотографий

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Рамка для фотографий

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Ваза с цветами

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Ваза с цветами

группа

выставка

АПРЕЛЬ

6,8,13,15,20,22,27,29

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Космодром

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Космодром

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: «Петух» (панно)

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: «Петух» (панно)

группа

выставка

МАЙ

4,6,11,13,18,20,25,27

15.30

Подгрупповая, практическая работа

8

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: Божья коровка и ее подружка

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: Божья коровка и ее подружка

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: Рыбки в аквариуме

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ: Рыбки в аквариуме.

группа

выставка

64

Методическое обеспечение.

Методические приемы:

  • показ технологических приемов.
  • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
  • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
  • игровые приемы (приход героя и др.).
  • упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Дидактический материал:

  • аудиозаписи, видео, презентации.
  • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
  • использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

 Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  1. Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  2. Салфетки (бумажные, влажные и тканевые);
  3. Различные стеки или предметы их заменяющие (ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи и т.д.);
  4. Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста (расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсом и т.д.);
  5. Печатки и штампы для нанесения рисунка (соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.);
  6. Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  7. Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  8. Соединительные детали (соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки);
  9. Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  10. Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  11. Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  12. Клей ПВА;
  13. Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 3оог (1 чашка)

Вода – 200мл.

СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными.

Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения детьми программы предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года (приложение 1).

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

  • Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  • Умеет самостоятельно достигать цель;
  • Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

  • Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  • Недостаточная самостоятельность;
  • Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

  • Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
  • Отсутствует самостоятельность, интерес;
  • Замысел не реализован, работа не доведена до конца.

Приложение 1

№ п/п

Ф.И. ребенка

скатывание

прямыми движениями

скатывание

круговыми движениями

расплющивание

соединение

в виде кольца

защипывание

края формы

лепка из

нескольких частей

соблюдение пропорции

оттягивание

части от основной формы

сглаживаие поверхности формы

присоединение части

прижимание

вдавливание для получения полой

формы

использование стеки

уровень

В - высокий уровень - владеет в совершенстве

С - средний уровень - владеет частично

Н – низкий - не владеет

ЛИТЕРАТУРА

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст–пресс», 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просвещение», 1985 -140 с.

10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.

11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.

12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов - на- Дону «Феникс», 2005-316с.

13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Волшебные пальчики". Ким Е.А.

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой мотор...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...