Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС"
консультация

Пономарева Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

Консультация для воспитателей

 "Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС"

                                                                               Воспитатели: Пономарева О.Н.

2022 г.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий, и чтобы он остался таким, его нужно беречь и защищать.

В соответствии с ФГОС основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

В работе используются следующим педагогические принципы:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность

и технологии:

  • игровые
  • технологии исследовательской деятельности
  • технологии проектирования
  • инновационные технологии

В соответствии с ФГОС в работе по экологическому воспитанию используются следующие формы и методы:

  • ООД
  • Экологические экскурсии, целевые прогулки
  • Экологические акции
  • Лаборатория юного эколога
  • Экологические выставки
  • Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
  • Заполнение календаря природы
  • Моделирование
  • Экологические минимузеи.

Экологию можно пропустить через все виды деятельности.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.

Игры с готовым содержанием и правилами:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

 Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

  Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

  Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, формируется положительное отношение к нему.

 Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

  В соответствии с ФГОС в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

На начальном этапе в обучении используются ознакомительные занятия, а далее комплексные, которые чаще всего заканчиваются продуктивной деятельностью. Целевые прогулки, наблюдение за трудом взрослых расширяют кругозор детей. Наблюдение на прогулке дети отмечают в календаре природы. В младшем дошкольном возрасте это самые простые действия по выкладыванию картинок на стенде, одевании куклы по погоде. В старшем дошкольном возрасте дети сами создают календарь наблюдений из природных материалов по временам года.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка, начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

 Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

  Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Театральная деятельность:

  • Народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках учит добру, любовь к родной природе.
  • Экологические спектакли
  • Праздники и фестивали.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя

  • Огород на окне, где дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, цветы
  • Картотеку игр, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, пальчиковых игр, загадок, стихотворений о природе, песен
  • Мини-библиотеку
  • Природный материал для игр и конструирования.

Воспитатели в группе могут создать природные уголки, с подобранными растениями для детей данного возраста, а также оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Труд в уголке природы помогает формированию бережного отношения к природе, ответственного отношения к обязанностям. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в домашних условиях.

Для повышения уровня знаний по экологическому воспитанию в ДОУ можно проводить семинары и практикумы для педагогов.

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главные задачами во взаимодействии с родителями: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и воспитателей. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания

Работа с родителями:

  • Изготовление поделок
  • Оформление экологической газеты
  • Беседы с родителями, консультации
  • Анкетирование
  • Участие в различных мероприятиях и конкурсах.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

"Гражданско-патриотическое воспитание  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...

Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...

Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матер...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...