Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему: «17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Мочалова Елена Витальевна

Цель: Продолжать обучение лепки птицы «Грач» в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (тесто). А также продолжать формировать у детей уважение к культуре и традициям родной страны. Расширять знания детей о празднике, познакомить с народным его значением. Вспомнить народные приметы, пословицы, традиции.

Программные задачи:

Обучающие

Формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания.

Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках в соответствии даты народного календаря, в частности 17 марта Герасим – грачевник, закличках на весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (грачевник, заклички, обрядовое печенье…). Познакомить детей с обрядовым печеньем и предсказаниями для русского православного народа прошлого столетия – «грачики» и праздником Герасима – грачевника.

Развивающие

Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца. Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gerasim_grachevnik.doc302.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_nod_grachevnik.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

       Конспект непосредственно – образовательной деятельности

         по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему:

               «17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»

Выполнила воспитатель:

Мочалова Е.В.

Фурманов

2020

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему:

«17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»

Цель: Продолжать обучение лепки птицы «Грач» в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (тесто). А также продолжать формировать у детей уважение к культуре и традициям родной страны. Расширять знания детей о празднике, познакомить с народным его значением. Вспомнить народные приметы, пословицы, традиции.

Программные задачи:

Обучающие

Формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания. 

Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках в соответствии даты народного календаря, в частности 17 марта Герасим – грачевник, закличках на весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (грачевник, заклички, обрядовое печенье…). Познакомить детей с обрядовым печеньем и предсказаниями для русского православного народа прошлого столетия – «грачики» и праздником Герасима – грачевника.

Развивающие

Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца. Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию детей.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Планируемый результат: сформировать умение лепить птицу «Грач» с опорой на технологическую карту.

Словарная работа: Стимулировать речевую активность детей через употребление названия птицы в активной речи. Учить согласовывать числительное с прилагательным и существительным. Закрепить умение образовывать однокоренные слова: (грачевник…). Учить отвечать на вопросы полными ответами.

Предварительная работа: Разучивание примет, пословиц, стихов о весеннем прилёте птиц (грачей), использование солёного теста на предыдущих НОД по лепке. Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций ранней весны. Чтение исторической справки «По церковному календарю это день…» с использованием иллюстрации о жизни Герасима Иорданского, разучивание подвижных игр с правилами, составление и отгадывание загадок, моделирование через работу с технологическими картами.

Демонстрационный материал: маска для ребёнка – исполнителя роли грача, технологическая карта лепки птицы «Грач», иллюстрации с изображением грача

Раздаточный материал: поднос с 2 цветами солёного теста (тёмно – серого, светло – серого), дощечки, стеки, вода в баночке, кисточка, салфетка.

Форма проведения: интегрированное развлечение    

Ход непосредственно – образовательной деятельности

  1. Вводная часть:

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой

  1. Основная часть:  

Воспитатель:

Птиц прилёт – весны примета,

Птицы – вестники весны.

Пролетев почти полсвета,

К нам опять спешат они.

- Давайте посмотрим, как спешат вернуться птицы в родные края, как нелёгок их перелёт. (Просмотр отрывка видео «Перелётные птицы. Грачи»).

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что это за птица?

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне вскачь

А зовется птица.

Дети: Грач

Воспитатель: Да. Вы правы. Эта птица называется – Грач.

Воспитатель: А сейчас,

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает?  (Март)

Дети: Это первый весенний месяц – Март

Воспитатель: Молодцы! А вот и первый грач к нам пожаловал. (Выходит ребенок, переодетый в грача.)

Ребёнок: Я перелётных птиц черней,

Чищу землю от червей.

Вдоль по пашне мчусь я вскачь.

А зовусь я – птица грач.

Ребёнок: В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай». Чтобы ускорить наступление тепла давайте вместе позовем Весну.

Физкультурная минутка.

Как – то раннею весной

На опушке,  на лесной,

Дети стоят в кругу

Появилась стая птиц

Не скворцов и не синиц,

Бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях руки

А большущие грачи

Руки в стороны

Цвета черного, как ночь.

Приседают

Прыгали как мы: точь в точь.

Прыг – скок, прыг – скок.

Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Тут жучок, там червячок.

Прыг – скок, прыг – скок

Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать об этих весенних птицах?

Воспитатель: Как вы считаете, грачи, какие птицы?

Дети: Грачи - это перелётные птицы, так как они зимуют в теплых краях.

Воспитатель: А вы знаете, на каких деревьях обитают грачи?

Дети: Да.  На старых деревьях с толстыми ветками.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего грачи строят свои гнезда?

Дети: Гнезда грачи строят из веточек и палочек.

Воспитатель: Ребята, а мы можем назвать грачей своими друзьями?

Дети: Да, потому что грачи питаются насекомыми и уничтожают вредителей.

Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив

Я с детских лет к грачам привык

Себя их слушать приохотив

Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом – дома,

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозёма.

                                     (А. Жемчужников)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какое число на нашем календаре?

Дети: Наш календарь показывает, что сегодня 17 марта.

Воспитатель: А вы знаете, что 17 марта в народе считается днём Герасима –Грачевника. В народе считали, что в этот день преподобный Герасим пригонял с зимовки грачей. А значит, в этот день прилетают грачи – вестники весны.

Ребёнок: А еще 17 марта – в день Герасима – грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей.

Воспитатель: Да действительно, это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Грачи («грачики») – весеннее обрядовое печенье, изготовляемое из кислого ржаного теста в день Герасима – грачевника. Их делали по числу членов семьи или на одного больше и запекали в каждую птичку по какому – нибудь небольшому предмету, который предвещал судьбу тому, в чьем «граче» он оказался.

Воспитатель: А давайте, и мы сегодня испечем обрядовое печенье «грачики»!

Воспитатель: Тесто у нас тугое, чтобы с ним было удобно работать я предлагаю наши пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи

Лепить пирожок

Прилетели к нам грачи

Помахать крыльями

Первый грач испек пирог, а второй ему помог,

Загибать пальчики по очереди на одной руке

Третий грач накрыл на стол, а четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал и пирог у них склевал

Продолжать загибать пальчики по очереди на этой же руке (левой)

Раз, два, три, четыре, пять, выходи грачей считать

Загибать пальчики на другой руке (правой)

Воспитатель: Ну а сейчас мы будем с вами учиться лепить грача.

Воспитатель: Лепить вы начнете с разминания теста, затем скатайте его в толстую колбаску. Разрежьте колбаску на три приблизительно равные части.

Шаг 1.

Из первого кусочка создайте голову грача. Скатайте его в шарик. Нижнюю часть заготовки немного вытяните, чтобы образовалась вот такая юбочка.

Шаг 2. Далее из второго кусочка вылепите туловище птицы. Придайте массе каплеобразную форму. Соедините туловище с головой при помощи спички или зубочистки.

Шаг 3. Оставшийся кусочек черного пластилина разделите на три части. Из двух кусочков создайте плоские крылья среднего размера. Приклейте вылепленные заготовки к туловищу грача.

Шаг 4. После чего из третьего кусочка сформируйте верхнюю часть лапок и кончик хвоста. Надежно прикрепите детали к туловищу.

Шаг 5. Из дополнительной массы теста создайте острый клюв. Также над клювом разместите крошечные глазки.

Шаг 6. И последний этап – нанесение неглубокого рельефа на крылья, хвост, голову и грудку птицы. Теперь поместите копию грача из теста на поверхность, расположенную рядом с отопительными приборами для просушивания. Все, грач из цветного соленого теста готов.

Воспитатель:

- Давайте приступать к изготовлению наших грачей.

Во время лепки звучит музыка «Голоса птиц».

В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчет своих действий.

Например:

- Что нужно слепить сначала?

- Что нужно делать дальше?

- Что ты уже сделал?

- Что еще предстоит доделать?

Ребенок 1:  Ура! Ура! Ура! К нам Герасим – грачевник пришел!      

Ребенок 2: А, ну, отведайте печенья грачиного!

Ребенок 3:  Нашего, нового,

Ребенок 4:  Неповторимого, сладкого,

Ребенок 5:  Судьбу предскажем, обо всем расскажем!

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим наших грачей, что же у вас получилось? Посмотрите какие они у вас красивые!

Воспитатель: Дети, скажите что нового вы узнали о весне?

Дети: Мы узнали о весеннем празднике Герасим – грачевник, который на Руси отмечали 17 марта.

Ребенок: А еще в этот день пекли обрядовое печенье «Грачики».

Воспитатель: А чему вы научились?

Дети: Мы научились изготавливать (лепить) обрядовое печень «Грачики».

Воспитатель:

Праздник Грачевника к концу не подходит…

Он продолжается, он не уходит.

В группу сейчас мы пойдём – на обед

Там грачиком каждый будет согрет!

Ждём самовар, чтоб попотчевать чаем,

Ждёт угощенье, печенье, варенье,

Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята у меня на подносе лежат смайлики – выберите тот, который показывает ваше настроение после нашей встречи.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне было приятно с вами работать. Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА Выполнила воспитатель: Мочалова Е.В. Фурманов 2020 «17 марта – Герасим Грачевник , грачей пригнал» Презентация к непосредственно – образовательной деятельности по ИЗО – деятельности (лепка)

Слайд 2

Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй , планета Земля! Здравствуй, наша большая семья!

Слайд 4

Всех перелетных птиц черней Чистит пашню от червей Взад – вперед по пашне вскачь А зовется птица… (Грач)

Слайд 5

Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает Грач горластый прилетает Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слайд 6

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ «ГРАЧ НА ГОРЕ – ТАК И ВЕСНА НА ДВОРЕ» «УВИДЕЛ ГРАЧА – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ» «17 МАРТА – ГЕРАСИМ ГРАЧЕЙ ПРИГНАЛ» «ГРАЧ ЗИМУ РАСКЛЕВАЛ» «ГРАЧ С ЗЕМЛИ ХВОРОСТИНУ ПОДНИМЕТ – СОЛНЕЧНОЕ ЛЕТО ОБЕЩАЕТ»

Слайд 8

17 марта – Герасим Грачевник . Принято печь хлеба в виде грачей.

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕПКИ ПТИЦЫ «ГРАЧ» 1 2 3 4 Шаг 1

Слайд 10

Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Шаг 5.

Слайд 11

Праздник Грачевника к концу не подходит… Он продолжается, он не уходит. В группу сейчас мы пойдём – на обед Там грачиком каждый будет согрет! Ждём самовар, чтоб попотчевать чаем, Ждёт угощенье, печенье, варенье, Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по продуктивной деятельности лепке в старшей группе на тему «Клоун Клепа и его веселые друзья»

Цель: создать пластический образ клоуна в движении, выступающего в цирке с предметом, отмечая движения определённым положением рук, ног и соблюдая пропорции тела.Программные задачи:Воспитательные: Вос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (лепка) в старшей группе на тему: «Пляшущая девушка»

Данный конспект направлен на обучение детей умению передавать позу, движения человека; Закрепление умения передавать соотношение частей по величине; Упражнение в использовании различных приёмов лепки...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (Лепка) в старшей группе на тему "Лебедь"

Лепка из пластилина спиемами раскатывания, оттягивания, прищипывания и сплющивания....