Конспект непосредственно образовательной художественно-продуктивной деятельности с детьми старшей группы "Откуда появилась матрешка"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Алексеева Наталья Валентиновна

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой -матрешкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gotovyy_dlya_att.po_matreshke.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Возраст детей: старшая группа

Цель: Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой.

Задачи:

Образовательные: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской,  Полхов-Майданской  матрешекой. Учить детей различать разные техники росписи матрёшек.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.  Учить составлять узор из отдельных элементов,  упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;  развивать чувство цвета, ритма в узор

Воспитательные:  Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе.  Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Используемые технологии:

Игровая,

Технология сотрудничества,

Здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, физкультминутка)

ИКТ

Предварительная работа: Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Материал: силуэты матрёшек из альбомного листа, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка,  стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрёшек,  пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок. презентация «Откуда появилась Матрешки?», созданная с помощью программы power point, музыкальный центр, диск, проектор, экран, компьютер.

Проведение непосредственно образовательной деятельности

Звучит песня “ Коробейники”.

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

        Интересно, чем наполнен этот сундучок?  Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну.  Он наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко –

Наша русская … (матрёшка).

 - Да, сегодня мы поговорим о матрешке и нарисуем ее.

Хотя матрешка изначально была деревянной, мы с вами попробуем её нарисовать . Она должна получиться у нас не хуже, чем настоящая.  

 - А что вы знаете о матрёшке?(ответы детей).

Матрешка - уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром. Игрушка эта непростая, а с секретом: Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.                                                                                                                       Про матрёшку придумали потешку:

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.

- Скажите, пожалуйста, у кого дома есть матрешка? А где она лежит? В коробке с игрушками?

Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства.                          

Показ презентации  «Откуда появилась Матрешки?»

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 2 презентации «Откуда появилась матрешка»).

Кукла-матрешка пришла в Россию, оказывается, из Японии в конце 19 века. В Московскую игрушечную мастерскую   привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Его голова имела необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума.  Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.  Эти куклы понравились и взрослым, и детям.

Эту  японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин . Именно он выточил из  дерева  похожие  фигурки, которые вкладывались одна в другую. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (Слайд презентации 3,4).

Самую большую куклу он одел в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из под алого платочка тяжелую косу.   В руках у неё нарисовал черного петуха. Как же назвать красавицу? Назвали ее Матреной – старинным русским именем.  Ласково -  Матрёша, Матрёшка. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой с черным петухом в руках шел мальчик, затем девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Это и есть первая русская матрешка.   А родилась она в городе Загорск .

Представление матрешек

Матрёшки из Загорска  (Слайд презентации 5)

Я матрешка из Загорска.

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.                                               На голове  у  Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущемулугу.                                                                                                                          Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девушки, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с корзинами, с цветами, хлебом-солью и т.п. Матрешки всегда были дорогими и пользовались большим спросом.   И уже через несколько лет практически весь подмосковный Сергиев Посад делал этих обаятельных кукол. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа.  Рисовали целыми семьями: и старики и дети

Матрешка Сергеевская (слайд 6)

Это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов(красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий).Линии лица и одежды обведены черным контуром. Роспись мелкая, она украшает платок и край фартука.

Матрёшка семёновская (Слайд 7)

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Украшает Семёновскую матрёшку  большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.  Платок чаще желтым цветом.

 Матрешка из Вятки (слайд презентации 8)

Вятская матрешка несет в себе народные традиции самой северной матрешки нашей страны: элементы росписи сохраняют традиционные русые волосы, голубые глаза, яркие передники и желтые или красные платочки. Лицо этой матрешки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо. Особое своеобразие вятской матрешки в том, что ее не только расписывают красками, но и инкрустируют соломкой. Это своеобразное нововведение в оформлении матрешек.

Матрёшки из Полхов -  Майдана (Слайд презентации  № 9)

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

 Есть такое село в Нижегородской области.  Голова у Полхов -  Майданской  матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый.  Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди них помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой.   Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей  бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей (Слайд презентации 10)

 В качестве сюжетов росписи  матрешек   использовались и литературные произведения (слайд презентации 11).

Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Вскоре матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки в разных странах мира. Совершив кругосветное путешествие, эта замечательная игрушка покорила весь мир. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.

Гимнастика для глаз

А теперь необходимо, чтоб ваши глазки отдохнули от экрана (Педагог раздает каждому ребенку маленькую матрешку) Эти матрешки нам помогут. Сначала выполняем движения правой рукой, возьмите в нее матрешку

вверх-вниз (3р) опускаем и поднимаем руку, следим только глазками, голову не наклоняем

теперь машем рукой перед собой вправо-влево (3р). Следим только глазками за матрешкой

А теперь водим рукой  по кругу (3р)

Теперь возьмите матрешку  в левую руку и те же самые движения делаем левой рукой.

Дети легко и непринужденно выполняют движения (вверх-вниз; вправо-влево, по диагонали, по кругу), то левой, то правой рукой и зрительно прослеживают их. Взгляд фокусируется на  матрешке. Глаза напрягать не надо, можно моргать

Физкультминутка

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец матрешек!

Мы веселые матрешки,

ладушки-ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки

(Дети выполняют танцевальные движения под слова песни)

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?

Проводится игра «Собери матрёшку»

Подготовка к выполнению росписи  матрёшки.

  А сейчас, дорогие ребята,

  На минутку закройте глаза.

  Позабудьте заботы, усталость,

  Ведь начнутся сейчас чудеса!

 И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. 

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки)

-Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер успел нарисовать только контуры. Давайте послушаем, что скажет матрешка .                                            

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко —

Станет радостной матрешка!

 Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.

 (Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек)

Оформление выставки рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки (например,  «Весёлый хоровод»).

Очень яркие, веселые матрешки получились у нас!

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.                                                                       Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей матрешке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект совместной художественно-продуктивной (рисование) деятельности с детьми разновозрастной логопедической группы "Моя планета"

К проекту "Большое космическое путешествие" было проведено открытое занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования (монотипия), а также соли для придания фак...

Конспект непосредственной образовательной по ФЭМП деятельности с детьми средней группы Тема: «Геометрические фигуры. Счет в пределах 4»

Конспект непосредственной образовательной  по ФЭМП деятельности с детьми средней группы....

Конспект непосредственной совместной музыкально – художественной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Музыкальная игротека».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию метроритмического чувства, изучению нотной грамоты, воспитанию самостоятельности и творческой активности детей старшего дош...