Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мотовилова Ирина Владимировна
Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 90» города Братска

Конспект непосредственно образовательной

коррекционно-развивающей деятельности

с детьми по теме:

«Животные Севера»

Старший дошкольный возраст

                 Занятие составила: учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 90»

Мотовилова Ирина Владимировна

Цель.

 Уточнить и расширить знания о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи.

Образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей о животных Севера, их характерных признаках и повадках;
  • познакомить с особенностями жизни северного оленя.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию, исключение);
  • расширять зрительную и слуховую память, внимание;
  • продолжать формировать грамматически  правильную речь (строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью);
  • расширять словарь детей;
  •  способствовать развитию мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • продолжать формировать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать;
  • воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.

Предварительная работа.

  • Беседа «Кто на Севере живет?». Знакомство с животными Севера, их внешним видом, повадками.
  • Просмотр фильмов и диафильмов о животных Севера.
  • Чтение художественной литературы (сказки: «Отчего у белого медведя нос чёрный» Юкагирская сказка, « Кто оленя научил быстро бегать» Юкагирская сказка; рассказов: «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»).
  • Прослушивание и заучивание стихов и загадок.
  • Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Последующая работа.

  • Составление описательных рассказов о животных  Севера.
  • Просмотр мультфильма «Умка – белый медвежонок».
  • Организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Оборудование:

  • Воздушный шар.
  • «Волшебный мешочек».
  • Схема постройки самолета.
  • Разрезной макет самолета.
  • Билеты на самолет.
  • Касса.
  • Фуражка летчика.
  • Разрезная картинка «Северный олень».
  • Цветные фишки по количеству детей (красные, зелёные).
  • Мелкие игрушки животных Севера  (травоядные и хищные).
  • Солнышко с лучиками.
  • Раскраски с животными Севера.

ИКТ и ТСО

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Слайды («Весна в Сибири», «Самолет», «Природа Крайнего Севера», животные Севера).
  • Слайдовая презентация «Северный олень».
  • Слайдовая презентация «Животные Севера и их детёныши».
  • Интерактивная игра «Четвёртый лишний».
  • Музыкальное сопровождение (гул взлетающего самолета, музыка для релаксации).

Ход занятия.

I  часть. Вводная.

        Дети входят в зал. Педагог обращает внимание на воздушный шарик (на шарике надпись «Здравствуйте»). Предлагает детям прочитать, что написано на шарике. Педагог:          Что такое здравствуйте?

                                                          Лучшее из слов!

                                                           Потому что «Здравствуйте» -

                                                           Значит – «Будь здоров».

Педагог предлагает детям поздороваться  друг с другом и пожелать  здоровья.

II часть. Закрепление пройденного материала.

Вопросы педагога:

  • Где мы живем? (в Сибири).
  • Какое время года? (весна).
  • Какая в Сибири весна? (нежная, солнечная, ветреная, непостоянная  и т.д.).

В это время на экране мультимедийного проектора появляется слайд № 2 (весна в Сибири).

Педагог:

  • А вы знаете, что на другом краю земли  реки от мороза кипят, летом ездят на санках. Там хвойные деревья сбрасывают свои иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Эта загадочная страна частичка нашего края и называется она Крайний Север? Вы мне верите? (ответы детей)
  • А давайте проверим. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на Крайний Север. Согласны? (ответы детей)
  • Но отправимся мы с вами  не водным транспортом и не наземным. А каким? Догадались? (ответы детей)
  • Какой воздушный транспорт вы знаете? (ответы детей)
  • Но у нас нет самолета, что же нам делать? (предложения детей)        

Педагог предлагает собрать по схеме разрезной макет самолета. По окончанию работы  на экране мультимедийного проектора появляется слайд № 3 (самолет).

  • Вот и самолет наш готов, точно по чертежу. Теперь нам необходимо приобрести билеты.

Дети приобретают билеты на самолет в «кассе» за правильный ответ.  

Словесная игра «Часть - целое».

Коготь - лапа

Усы - морда

Шерсть - животное

Язык – рот, пасть и т.д.

III часть. Знакомство с новым материалом.

  1. Педагог:
  • У всех есть билеты? Отправляемся на посадку. Можно я  буду сегодня стюардессой? А кто хочет быть командиром корабля? (ответы детей).

«Командир корабля» занимает свое место за штурвалом, «пассажиры» рассаживаются по своим местам.

  • Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть привязные ремни! Приготовиться к взлету!    

В это время слышится шум взлетающего самолета.

  1. Педагог:
  • Чтобы не скучать во время полета, предлагаю вам взять в руки «волшебные бинокли» и поиграть в игру.

Словесная игра «Скажи наоборот».

Педагог начинает предложение, а дети заканчивают:

  • слева высокие горы, а с права …(низкие)
  • слева широкие тропы, а справа…(узкие)
  • слева густой лес, а справа…(редкий) и т.д.

  1. «Самолет» заходит на посадку. На экране мультимедийного проектора появляется слайд № 4 (Крайний Север).
  • Ну вот, мы и прибыли на Крайний Север.                                                               На Крайнем Севере зима,                                                                                Заснежены просторы.                                                                                     Полгода вместо солнца тьма,                                                                                     И тускло светят звёзды.  Что вы увидели на крайнем Севере?

 (дети описывают слайд № 5).

  • Вы уже много знаете о домашних животных и о животных наших лесов. А я сегодня хочу познакомить вас с животными Севера.
  • Но, где, же все животные? Они, наверное, испугались шума самолета и попрятались.  Но я знаю, как их выманить.
  1. Дидактическая игра «Загадки и отгадки» (слайды № 6-12)

(Приложение 1)

Как только дети отгадывают отгадку, на экране мультимедийного проектора появляется картинка отгаданного животного.

  • А вы знаете, ребята, мы не увидели еще одно животное Севера. Хотите узнать, какое? (ответы детей)
  1. Дидактическая игра «Собери картинку»  (северный олень)
  • Северный олень  это  удивительное животное, хотите больше узнать о нем?
  1. Мультимедийная презентация Северный олень (слайды № 13 -21) сопровождающаяся рассказом педагога.   (Приложение 2)                        

Вопросы детям по просмотренным слайдам и по содержанию рассказа:

  • О ком я рассказывала? (ответы детей)
  • Какая у оленя шерсть? Почему? (ответы детей)
  • В чем особенность строения копыт у северного оленя? (ответы детей)
  • Чем питается северный олень? (ответы детей)
  • Без чего может погибнуть? (ответы детей)
  1. Музыкальная пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой».

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окно.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук, тук дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай

Лапу мне давай!

  1. Дидактическая игра на дифференциацию «Травоядные – хищные».

Педагог предлагает детям разделиться на компании (посредством цветовых фишек). Получилось две компании. От каждой компании выбирается «посыльный», которому дается задание. «Посыльные» объясняют задания своим командам и по сигналу начинают действовать.

Каждая компания выбирает мелкие игрушки животных в  соответствии с полученным заданием. После выполнения, дети рассказывают, каких животных и почему они выбрали. (Я выбрал белого медведя, потому что он хищник и т. д.)

  1. Педагог:
  • У каждого зверя есть семья, а в каждой семье есть детеныши. Давайте назовем детенышей животных Севера.

Дидактическая речевая игра «Кто у кого» (слайды № 22-25)

Внезапно на экране появляется изображение полярной ночи (слайд № 26)

  • Что случилось? Куда пропало тусклое северное  солнышко? Что же будет с детенышами? Как они найдут своих мам? (ответы детей).
  • А я думаю, им можно помочь. У меня есть солнышко. Нужно собрать к нему лучики, и тогда оно обязательно вернется на небо Севера. Поможете мне?
  1. Дидактическая речевая игра «Какой, какая?» (подбор определений к существительным)

Дети подбирают слова- признаки к существительным и раскладывают лучики вокруг солнца.

Песец, какой? – мягкий, пушистый, юркий….

Морж  какой? – неуклюжий, толстокожий, ластоногий  и т.д.

Как только лучики собраны вокруг солнца, на экране мультимедийного проектора опять появляется слайд № 27 (Крайний Север).

  1.  Дидактическая игра «Четвертый лишний» (слайды № 28-30)
  • Ребята, пока было темно, все звери перепутались. Помогите разобраться и найти четвертого лишнего.

(Интерактивная игра с использованием мультимедийного проектора).

IV часть. Заключительная.

  • Вам понравилось путешествие?
  • Что нового вы узнали?
  • Нам пора отправляться в обратный путь. Посмотрите, все обитатели Севера вышли нас провожать! Попрощайтесь с ними! (слайд № 31)
  •  Занимайте свои места на борту самолета.
  • Приготовиться к взлету!

На экране появляется слайд 32 (самолет), слышен шум двигателя самолета. Дети проходят на «борт самолета», садятся на коленки.

  • Вы устали за время путешествия? Давайте отдохнем. Закроем глаза и вспомним все,  то интересное, что увидели на крайнем Севере. Упражнение на релаксацию под музыку.

«Воздушное судно» вернулось в Братск. Дети покидают «самолет».

(слайд № 33)

  • Где мы с вами побывали? (ответы детей)
  • Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей)
  • А, чтобы вы запомнили наше путешествие, животные Севера подарили вам свои портреты. Вы их раскрасьте и поделитесь своими впечатлениями с друзьями и родителями.

Дети прощаются и уходят в группу.

Литература

1. Агапутова О.Е., Кандратьева С.Ю. Коррекцинно-игровые занятия с дошкольниками с ЗПР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития школьников с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

3. Белоусова Л.Е. Конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

4. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.

Приложение 1. Загадки

 Ночью ухает: «Ух – ух!»                                                                                                 Съем любого, кто лопух.                                                                                             Догоню, когтями – цап!                                                                                               Утащу и съем во льдах.                                                                                                           У меня желты глаза,                                                                                                         Перья тонки, белы,                                                                                                         Клюв короткий и кривой –                                                                                                       Я охотник смелый.   (Полярная сова).

  Длинный мех бел, как снег.                                                                                       Ест тюленей и рыб на обед.                                                                                                 Он отличный пловец                                                                                                            И заботливый отец.                                                                                          Трёхметровый великан,                                                                                               Весит тыщу килограмм!                                                                                                       И в любую непогоду                                                                                              Спрячет деток он в берлогу.   (Белый медведь).

Толстый в складку богатырь                                                                                      В ластах и безухий.                                                                                               Ковыряет с дна морского                                                                                            Раковин покушать.                                                                                                        У него клыки, как сабли,                                                                                             Мех короткий, но густой                                                                                         Угадайте –ка ребятки,                                                                                                Что за богатырь такой.     (Морж)

  Шерсти я имею мало,                                                                                                         Но среди полярных льдов                                                                                            Жир меня, как одеяло,                                                                                               Бережёт от холодов.  (Морской котик)

 Что за хищник за такой,                                                                                                 С шерстью бело – голубой?                                                                                       Хвост пушистый, мех густой,                                                                                               В норы ходит на постой.                                                                                                Птицы, яйца, грызуны                                                                                                          Для него всегда вкусны.                                                                                                    На лису похож немного,                                                                                                 Тоже псовая порода.         (Песец)

 

Корешки морошки гложем,                                                                                                    Мох грызём в конце концов.                                                                                                       Но без тундры жить не можем,                                                                                      Хоть пугаемся песцов.        (Лемминги).

 Словно царскую корону,                                                                                                 Носит он свои рога.                                                                                                             Ест лишайник, мох зелёный.                                                                                      Любит снежные луга  (Олень)

Что за зверь скажите, братцы,
Может сам в себя забраться. (Норка)

В Антарктиде кто не знает,                                                                                                              Птицу ту, что не летает,                                                                                                                   Что ныряет в море с льдин!                                                                                                            Ах, да это же ….. (Пингвин)

 

 

Приложение 2                          

Северный олень

Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели.

Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту.

Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется "ягель".

Ещё олени - прекрасные пловцы. Они легко переплывают широкие холодные реки и морские проливы.

Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у самцов, но и у самок - олених.

Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.

А ещё олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Но вот наступает короткое северное лето. Лёд на морях тает, вода отступает... И олени спешат к морскому берегу, несмотря ни на какие преграды.

Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для животных необходима. А в обычном корме - траве, ветках, мхе - её очень мало. Без соли олень может погибнуть.

Весной рождаются оленята. Когда они ещё совсем маленькие, мама - олениха в случае опасности отбегает от них в сторону: оленёнок замирает, прижимается к земле, вытягивает шею: рядом пройдёшь - не заметишь.

И хотя северные олени много путешествуют, они любят полежать, подремать. Особенно на ровном льду замёрзшего озера. Никакой хищник незаметно не подберётся. А главный враг северных оленей - это волк.

Летом олени бегают, высунув язык. Так олени потеют, охлаждаются.

Дети ждут подарков от Деда Мороза. Он привозит их... на оленьей упряжке!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедийная презентация к совместной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме «Животные Севера» Презентацию подготовила: учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ № 90» города Братска Мотовилова И. В.

Слайд 34

Использованные ресурсы: http://www.deskpicture.com/DPs/Nature/Animals/walrus_3.jpg http://gif-and-jpeg.ru/d/37581-2/jivotniy_mir1639.jpg http://stat16.privet.ru/lr/0b0ef7ff3afb03f748add26ab6492dca http://www.technologijos.lt/upload/image/technologijos/archyvas/gamta/klimato_kaita/gresme_ursus_maritimus/gresme_ursus_maritimus-f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте "Спички детям не игрушки"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию  в старшем дошкольном возрасте  «Спички детям не игрушки»Дать детям понятие какую опасно...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с цифрой".

Интегрированная  непрерывная образовательная деятельность  с детьми  по познавательному развитию в старшем  дошкольном возрасте по математике «Знакомство с цифрой»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком ЗПР, в группе нормотипичных детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну фигур"

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми с целью познания окружающего мира, формирования общения, развития сенсорики и познавательных процессов, а также коррекции недостатков в развитии де...