«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Мастерова Вероника Рафаэльевна

Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_triz.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастерова Вероника Рафаэльевна, воспитатель

Егорова Алиса Игоревна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №200»

Города Чебоксары Чувашской Республики

Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, умеющий находить собственные решения.

Методика ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ учит детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических границ, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти границы, убрать боязнь перед неизвестным, новым,  сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые нужно решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, который основывается на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. 

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Основным педагогическим средством развития творческого мышления в дошкольном возрасте считается дидактическая игра. ТРИЗ, как универсальный инструментарий может использоваться как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время. В данной статье представлено интегрированного занятия во второй младшей  группе по художественно-эстетическому развитию с использованием дидактической игры  по ТРИЗ технологии.

Конспект интегрированного занятия

во второй младшей  группе по художественно-эстетическому развитию

на тему: «Волшебный мешочек Буратино»

Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом.

Образовательные задачи:

  1. Формировать умение у детей раскатывать прямыми движениями ладоней «колбаску» из теста, плотно приживая концы друг к другу;
  2. Формировать навыки правильно держать кисть, набирать клей всем ворсом;
  3. Разнообразить технику пользования природным материалом;

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, воображение, творческую активность;
  2. Развивать мелкую моторику рук;
  3. Развивать художественное воображение и эстетический вкус;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать отзывчивость у детей;
  2. Вызывать желание помогать сказочным героям;
  3. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, аккуратность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное; познавательное развитие;  художественно-эстетическое; речевое развитие; физическое развитие.

Материалы и оборудование: кукла Бибабо Буратино, волшебный мешочек, книга, шприц, конфетка, картинка солнышко, тучка, аудио-магнитофон, солёное тесто (красного, жёлтого цвета), доска для лепки, кисть для клея (на каждого ребенка), клей ПВА, мак кондитерский, кокосовая стружка, влажные салфетки.

Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришел сказочный герой. А кто это, вы угадаете сами, прослушав песню.

Звучит песня «Песенка Буратино», сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова

Дети: - Буратино!

Воспитатель: - Правильно!

 - Буратино, как ты попал к нам детский сад? И почему ты грустишь?

Буратино: - Ох, мне стало грустно в нашем королевстве сказок, я решил отправиться на поиски веселых ребят. А с собой взял свой волшебный мешочек и мои любимые игрушки.

Основная часть:

Воспитатель: - Что же у тебя в мешочке?

- Ребята, а вам интересно, что у Буратино в мешочке?

Дети: - Да…

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель приглашает ребят к своему столу по одному. Ребенок на ощупь угадывает по одному предмету из волшебного мешка, называет его, рассматривает, показывает всем ребятам (книгу, шприц, конфетку)

Воспитатель: - Как интересно! Ребята, я предлагаю вам поиграть в занимательную игру, которая называется «Хорошо-плохо». Согласны?!

Ответ детей.

ТРИЗ игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель поднимает карточку с изображением солнышка, предлагает назвать детям положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением тучки и дети перечисляют отрицательные качества.

Воспитатель: - Книга, что хорошего в этом предмете?

Ответ детей: можно читать, рассматривать, подарить, узнать много интересного…

Воспитатель: - Что в книге плохого?

Ответ детей: странички рвутся, можно намочить, уронить на ногу…

Воспитатель: - Шприц, что хорошего в этом предмете?

Ответ детей: уколы лечат, когда болеют, можно играть в доктора…

Воспитатель: - Что в шприце плохого?

Ответ детей: когда делают укол, больно, иголка острая…

Воспитатель: - Конфетка, что хорошего в ней?

Ответ детей: она вкусная, сладкая, шоколадная, ее можно подарить и поделиться с другом…

Воспитатель: - Что в конфетке плохого?

Ответ детей: от нее болят зубы, краснеют щеки, если съесть много…

Воспитатель: - А теперь, ребята поиграем с Буратино.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Буратино: - Какие вы ребята молодцы. Мне с вами было интересно и весело. А теперь я отправляюсь назад в свое королевство сказок.

Воспитатель: - Подожди, Буратино, а как же гостинцы для героев сказок? Ребята, давайте приготовим для всех героев сказок баранки с маком.

Продуктивная деятельность:

Воспитатель демонстрирует детям солёное тесто, предлагает его потрогать, понюхать, рассказать о своих ощущениях.

Ответ детей: тесто мягкое, влажное, его можно поделить на части, из него можно лепить…

Воспитатель: - Ребята, мы с вами будем лепить из соленого теста баранки для героев сказочного королевства. Берем кусочек теста, немного его разминаем и прямыми движениями ладоней, раскатываем кусочек в колбаску,  концы соединяем друг с другом и прижимаем. А для того, чтоб баранки были еще вкусней,  мы их украсим маком или  кокосовой стружкой. Для этого берем кисточку для клея, набираем на ворс клей, смазываем верх баранки и посыпаем тем, чем вам хочется.  И получатся у нас баранки с маком, либо с кокосом.

Воспитатель предоставляет каждому ребенку выбрать понравившийся цвет теста и материал для украшения. Ребенок выбирает нужный поднос и присаживаясь на своё место, приступает к лепке.

Воспитатель:  - Ребята, какие вкусные баранки у вас получились и с маком, и с кокосом, на любой вкус! Молодцы, давайте рассмотрим их. Как вы думаете, они понравятся сказочным героям? Буратино, тебе понравились баранки, которые ребята слепили?

Буратино обращаясь к каждому,  интересуется, для какого сказочного героя он лепит баранку?

Ответ детей: для вини пуха, для Буратино, для Микки Мауса, для свинки пеппы, для леди баг…

Буратино: - Ребята, я к вам пришел сегодня грустным, но вы меня так порадовали. Теперь я буду знать, что в этом детском саду самые веселые, задорные, сообразительные детки. Но, а мне пора прощаться с вами.

Воспитатель: - Ребята, давайте сложим ваш вкусный подарок в красивую коробочку и проводим Буратино в королевство сказок.

Звучит песня «Песенка Буратино», детки прощаются, и воспитатель уносит Буратино и коробочку.

Литература:

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 

Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с. 

Страунинг А.М. "Росток". Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. (2-х томник). - Обнинск, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной консультации собраны игры и творческие  задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...

Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».

Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...