Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
материал по развитию речи

Виннова Жанна Васильевна

Цель мастер класса: 

Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_triz_tehnologi.docx537.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1 муниципального образования Захаровского муниципального района Рязанской области.

   

Мастер-класс  « Использование технологии ТРИЗ в работе  с детьми дошкольного возраста по развитию связной  речи».

                                                                                          Подготовила и провела воспитатель

                                                                                          Первой квалификационной категории

                                                                                          Виннова Жанна Васильевна

                                                                 2022 год

Цель мастер класса:  

Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи

Задачи:

-Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.

-Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

           Добрый день уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в интересную  и увлекательную  страну, которая называется ТРИЗ. Что же такое ТРИЗ?  ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для того чтобы ребёнка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребёнок поймёт, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.

Одна из основных целей ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в педагогике – формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

-Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;

-Способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;

-Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

-Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

-Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

-Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

-Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

-Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Методы технологии ТРИЗ:

-метод контрольных    вопросов (формировать представления о признаках предметов, явлений…,   развивать  познавательную активность )

-  метод каталога     (развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.)

-метод ресурсов (развитие фантазии, умения моделировать)

-метод мозгового штурма (развитие быстроты мыслительных процессов)

-метод синектики (развитие творческого мышления, памяти)

  -метод противоречий (активизация интереса,  систематизация знаний,   формирование понятий относительности)

-метод маленьких человечков (расширение представлений о физических состояниях веществ -твердый, жидкий, газообразный);

-метод фокальных обьектов (установление логических и смысловых связей)

-метод обучения детей составлению загадок “Загадалки-узнавалки” (развивает творчество)

-метод проб и ошибок (развивает логическое мышление)

Таким образом в арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов. И каждый метод реализуется  через игры.  

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, я поставила перед собой цель:

не просто развить фантазию детей, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Данную работу провожу поэтапно:

- Вместе с детьми находим и решаем противоречия в объектах и явлениях.

- Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки, загадки.

- Находим выход из любой сложной ситуации.

Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.

Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты.  Для сравнительного анализа я взяла период конец диагностики на 2020/21 год и начало 2021/22 год. Анализировала  3 образовательные области: социально-коммуникативное,   познавательное и речевое развитие.  За этот период имею положительную динамику по этим областям и этому способствовала моя работа в данном направлении. Результаты диагностики говорят о том, что  по всем областям наблюдается рост.

Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Для более полного представления о методах технологии   ТРИЗ предлагаю поиграть.                                                                          

 1.Игра называется «Хорошо - плохо».

Вы будете называть положительные и отрицательные стороны объекта и предметов. Предметы: книга, конфета,   дождь. ( Педагоги называют отрицательные и положительные стороны предмета)

Эту игру мы отнесем к методу противоречий.      

 Суть этой игры был направлен на выявления противоречий,  выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игра «Хорошо – плохо» учит детей находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. И постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. ( например: карандаш, книга, лампа, шкаф и т. д. – всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предполагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится, а что не нравиться. Эту игру я стараюсь провести через все виды деятельности. На прогулке наблюдая за ветром, снегом вместе с детьми ищем противоречия.)

А теперь  проведем следующую  игру .

2. игра «Назови одним словом».

 Обратите, пожалуйста,  внимание на эти рисунки. Как можно их назвать,  одним словом.  Ожидаемые ответы: лес, космос, природные явления.

Мы работали по методу «Системный анализ (системный оператор).» Эта Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.  

3.«Что умеет делать»

Вы  должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Вопросы: Что может слон?

( Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.)

Что может солнышко? ( светит, всходит, заходит, радует, греет..)

4. Игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Я буду бросать мячик одному из участников и говорить слово (предмет), педагог, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (ДОМ.- крыша  крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…КУРТКА- рукава, воротник, капюшон, пуговицы…)

5. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово– конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные.

F:\самообразование моё\самообразование виннова\2.JPGF:\самообразование моё\самообразование виннова\IMG_9063.JPGF:\самообразование моё\самообразование виннова\IMG_9061.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для  детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"...

Мастер- класс «Использование технологии «игрового стретчинга» с детьми дошкольного возраста»

Физическое развитие и здоровье детей из-за чрезмерных нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом.Здоровье детей – это глобальная, общечеловеческая проблемаОдной из современ...

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Птицы в стаи собираются». Использование технологии: ТРИЗ. ( для детей младшего дошкольного возраста)

Занятиепо образовательной области «Познавательное развитие»на  тему: « Птицы в стаи собираются».  Использование  технологии: ТРИЗ.( для  детей  м...

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...

Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...

Мастер - класс для педагогов "Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер -класса: мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества средствами мультипликации в условиях ДОУ.На данном маетер - классе педагоги знако...