Статья на тему: "АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СЕЛЬСКОМ ДОУ"
статья по аппликации, лепке

Уланова Наталья Валерьевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем – художественно - эстетического развития дошкольников. Изобразительная деятельность является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, которая связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. Инновационное средство представляет алгоритм занятия по аппликации в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. Земскова,

воспитатель МДОУ Майнского

 детского сада №5 «Теремок»,

e-mail: zemsk656@mail.ru,

Н.В. Уланова,

старший воспитатель МДОУ Майнского

детского сада №5 «Теремок»,

e-mail: ulanowanatalya@mail.ru

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  В СЕЛЬСКОМ  ДОУ

Аннотация:  Статья посвящена одной из актуальных проблем – художественно - эстетического развития дошкольников. Изобразительная деятельность является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, которая связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. Инновационное средство представляет алгоритм занятия по аппликации в разновозрастной группе.

Ключевые слова: разновозрастная группа, творчество, сотрудничество,  художественно-эстетическое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит различные задачи перед системой образования. В том числе, задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства и т.п.

В настоящее время в нашей стране сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами. В этой связи сельские малокомплектные ДОУ и дошкольные группы предшкольной подготовки в сельских школах имеют небольшие возможности по организации развития детей. Эти возможности ограничены прежде всего разновозрастным смешанным составом детей в них. Но задачи и они должны выполнять полностью.

Важной частью всестороннего развития детей является развитие детского творчества. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

Важность данной проблемы в современных условиях функционирования системы дошкольного образования связывается и с проблемой качества образования, которое включает и художественно-творческое развитие дошкольников, влияющее и на степень активности и самостоятельности ребенка при подготовке его к школе.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Считая творчество необходимым условием существования каждого человека, Л.С. Выготский отмечает, что оно «живёт в самом человеке, носит личностный характер», является «уделом всех в большей или меньшей степени». Оно несёт человеку большие радости, хотя потребность в нём не всегда совпадает с возможностями творчества.

А.Т. Шумилин формулирует следующие признаки творчества:

- творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового;

- творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;

- творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования;

- творчество есть процесс, состоящий в постановки и в решении проблем, нестандартных задач или процесс разрешения, лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека и средствами их разрешения;

- творчество есть форма качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры;

- высшая специфическая форма развития человека;

- высший вид деятельности первичный по отношению к стереотипной исполнительской деятельности;

- представляет собой единство духовного и материального;

есть проявление диалектики, проявления ее законов и категорий;

- родовой признак, сущность человека, способ его бытия, форма его саморазвития и самоутверждения.

Таким образом, исследователями творчество определяется как деятельность, в результате которой создается нечто новое, причем обязательно значимое для общества.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Для того, чтобы развивать изобразительное творчество на занятиях по изобразительной деятельности, необходима особая организация этой деятельности, поиск новых способов художественного выражения. Однако на практике к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на развитии изобразительного творчества. С другой стороны методических разработок по организации успешного художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ практически нет.

Анализ сложившейся ситуации, проведенный  в Майнских детских садах № 1 «Ромашка», № 2 «Сказка», № 5 «Теремок» Ульяновской области позволил создать систему работы, направленную на художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп  предшкольной подготовки сельских школ.

 Цель нашей экспериментальной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.

Новизна исследования в том, что  существующие методические разработки не учитывают специфику работы в разновозрастной группе сельского ДОУ или группе предшкольной подготовки сельских школ. Практические материалы предоставляют возможность максимально эффективно использовать разработанный комплекс непосредственной образовательной деятельности для художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе сельского ДОУ или группе предшкольной подготовки сельских школ, а результаты работы  являются методическим обеспечением содержания ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников в соответствии с ФГОС ДО в малокомплектных ДОУ и сельских школах нашей страны.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта работы дошкольных образовательных организаций на региональном и всероссийском уровне; предварительный анализ объекта исследования; выдвижение рабочей гипотезы; прогностическое моделирование.

2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент; разработка содержания специально организованных, дифференцированных  в соответствии с разработанной моделью, мероприятий (НОД) для дошкольников; апробирование разработанного комплекса непосредственной образовательной деятельности реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников в соответствии с ФГОС ДО; наблюдения и оценка качества мероприятий; мониторинг результатов и их обработка.

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» р.п. Майна Ульяновской области, являющееся федеральной экспериментальной площадкой по ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников, и имеющее многолетний опыт экспериментальной работы в рамках РИП Ульяновской области;

Рабочей группой  Майнского  детского сада №5 «Теремок» разработано комплексно-тематическое планирование по аппликации  для разновозрастных групп, фрагмент планирования для среднего и старшего дошкольного возраста в осенний период  представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Комплексно-тематическое планирование по РИП для разновозрастных групп по аппликации

Средняя-старшая группа

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

для средней

 группы

Задачи

для старшей

 группы

Сентябрь

Занятие 1

«Золотая осень»

«Осенний пейзаж»

- Расширять представления детей об осени.

- Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - отцвели цветы, опадают листочки).

- Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, разрезая по прямой короткие полоски.

- Учить составлять из полос изображения деревьев или кустов. Учить приему обрывной аппликации.

- Расширять знания детей об осени.

- Формировать обобщённые представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе.

- Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать овалы из прямоугольников и круги из квадратов).

- Побуждать создавать предметные композиции.

Октябрь

Занятие 1

«Золотая осень»

«Витамины Доктора Айболита»  (фрукты, ягоды  и овощи)

- Расширять знания о местных ягодах и фруктах.

- Продолжать осваивать технику обрывной аппликации.

- Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

 - Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.

-Расширять знания детей об осени, местных овощах, их пользе для здоровья.

- Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук.

 - Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Октябрь

Занятие 2

 «Моя семья»

«Рамочка для семейной фотографии»

- Продолжать формировать представление детей о выражении эмоционального состояния людей. Вызвать у детей желание проявить внимание и заботу о своей семье.

- Развивать у детей умение создавать образ оригинальной рамки в технике аппликации.

 - Закреплять навыки составления композиции с последовательным наклеиванием бумажных комочков.

- Продолжать формировать представление детей о выражении эмоционального состояния людей.

 - Вызвать у детей желание проявить внимание и заботу о своей семье.

 - Развивать у детей умение создавать образ оригинальной рамки в технике аппликации.

- Закреплять навыки составления композиции с использованием природного материала.

Ноябрь

Занятие 1

«Мой город, моя страна»

«Дома на нашей улице»

- Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

- Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов – домов, как реальных, так и воображаемых из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

- Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.

- Расширять представления детей о родном поселке. Развивать интерес к истории своего  поселка.

- Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных домов.

- Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Ноябрь

Занятие 2

«Мой город, моя страна»

«Автобус»

- Формировать  представления о видах транспорта и его назначении.

- Закреплять умение вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта).

- Продолжать учить срезать у прямоугольника углы, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса).

- Развивать умение пользоваться ножницами и клеем.

- Учить составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их.

-  Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.

- Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Учить детей правильно располагать детали аппликации на листе бумаги, создавая образ автобуса.

- Продолжать учить срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов), разрезать полоску на одинаковые  прямоугольники (окна).

- Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

- Совершенствовать навыки работы с клеем.

Дети четырёх лет осознанно подходят к данному процессу и стремятся достичь желаемого результата (составляют узоры, изображение предметов из деталей, учатся правильно работать с ножницами, с клеем.

Дети 5-6 лет учатся вырезать предметы симметричной формы  из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, а также дополняют образ необходимыми деталями. Создают композиции, коллективные работы.

Занятия по аппликации проводятся в соответствии:

1. Создании игровой ситуации

2. Изготовлении аппликации

3. Доведение аппликации до нужного образа

4. Рассматривание готовых работ.

Задача педагога в разновозрастной группе заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить волю, инициативность, обрести чувство собственного достоинства. Грамотная, профессиональная организация жизни и разнообразной деятельности детей разного возраста в детском саду, создание благоприятных условий для развития, реализация принципа эмоционального благополучия будут способствовать разностороннему развитию детей, воспитывающихся в режиме разновозрастных групп.

В условиях разновозрастной группы наиболее эффективными являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнёрских отношений педагога с воспитуемыми и детей друг с другом. При этом важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста - наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.

В разновозрастной группе педагог должен  уметь так организовать  формат занятия, чтобы получалось  держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.

Для организации инновационной работы мы выделили взаимосвязь особенностей в разновозрастной группе и использовали несколько вариантов организации детей на занятиях изобразительной деятельности, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 -   Организация  занятий в разновозрастной группе детского сада

Форма организации

Применение

Все дети заняты одним видом деятельности

Введение  в тему.

Соблюдение  общих правил и условий.

Разъяснение поэтапных шагов задания.

Деятельность, связанная  с наблюдением, изучением, играми

Один вид деятельности, но индивидуальные задания  с учётом возраста детей.

Используется для коллективных  творческих  проектов. Например: Создание аппликации

 « Праздничный букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем,  старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу

Совместные занятия с двумя подгруппами

Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием (начало занятия одновременное, но младших отпускаем раньше,  или младшие позже подключаются к занятию)

Занятия с одной группой по одной методике

Применяется поочередно с одной, затем другой подгруппой детей

Взрослый в разновозрастной группе имеет  большее влияние на детей, чем в одновозрастной. С одной стороны, взрослый своим отношением задает образец отношения к другому, «другому» как непохожему, отличающемуся. Взрослый либо ориентируется на норму, образец, правило и как следствие, на оценку соответствия (тогда у детей складываются отношения обесценивания), либо проявляет интерес к индивидуальной неповторимости, уникальности каждого.

С другой стороны, взрослый создает условия, организуя разновозрастное детское сообщество, находя баланс между возрастным и разновозрастным общением детей. Так, дети разного возраста различаются внутренним ритмом жизнедеятельности, уровнем саморегуляции: у младших детей быстрее происходит пресыщение, им необходима смена видов активности, в отличие от них старшие способны к более длительным взаимодействиям, разворачивая сложные сюжеты, погружаясь в деятельность. В зависимости от характера участия взрослого внутренний ритм жизнедеятельности в разновозрастной группе могут задавать младшие дети: высокая активность, хаотичность, преобладание предметной активности (соответственно, между младшими и старшими устанавливаются эгоцентрические и менторские отношения); другой вариант возможен только при участии взрослого, когда ритм удерживают старшие дети.

Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам. Маленькие дети, постоянно общаясь и подражая старшим, приобретают практические навыки и умения, малыши становятся более  самостоятельными.  Старшим детям становятся присущи  такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, прекращается  соперничество между детьми, изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

По нашим наблюдениям, в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.

Список использованных источников и литературы:

[1] Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.- 144 с.

[2] Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст.27, ст.64) источник – zakon-ob-obrazovanii.ru/

[3] Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской федерации.-Москва: 2013г.

[4] Ясин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, №5, стр.27-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

"Весенние цветы": конструкт организации образовательной деятельности - знакомство с природным миром, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие с детьми 7-го года жизни

Конструкт итогового занятия с детьми 7-го года жизни по областям: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие на тему "Весенние цветы"...

Нетрадиционные техники рисования как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья об использовании нетрадиционной техники рисования "Эбру" в творческом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

МАСТЕР-КЛАСС "Овладение методикой использования оригами как средства моделирования, направленного на развитие художественно-эстетического творчества детей»

laquo;Овладение методикой использования оригами как средства моделирования, направленного на развитие художественно-эстетического творчества детей»...