Тема: «Особенности применение техники пластилинография для развития творческих способностей дошкольников»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Дошкольный возраст  это период становления способностей,   личности и бурных интегративных процессов психике.  И уже в этом возрасте можно и нужно выявить одарённость, для дальнейшего её развития.Занятия пластилинографией способствуют выявлению детей с одарённостью в художественном творчестве, потому что на занятиях развиваются такие психические процессы, как: внимание, память, мышление, воображения. Обратимся к исследованиям психологов. Б.М. Теплов писал: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности применение техники пластилинография для развития творческих способностей дошкольников»

Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей. (В.А. Сухомлинский)  

Пройдя курсы повышения квалификации по теме:  "Выявления одаренности

у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса".  Я заинтересовалась этой темой и начала более углубленно изучать её.

Дошкольный возраст  это период становления способностей,   личности и бурных интегративных процессов психике.  И уже в этом возрасте можно и нужно выявить одарённость, для дальнейшего её развития. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Вот к искусству выступает раньше, чем к наукам. Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. В огромной степени их развитие зависит от окружающей среды и усилий и желания взрослых.  Мы как воспитатели должны читывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ организуется образовательная среда, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский.                                                                   Одной из форм работы на выявления одарённых детей которую применяю я на своих занятиях - это пластилинография. Такая техника доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  Занятия пластилинографией способствуют выявлению детей с одарённостью в художественном творчестве, потому что на занятиях развиваются такие психические процессы, как: внимание, память, мышление, воображения. Обратимся к исследованиям психологов. Б.М. Теплов писал: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества». Занимаясь мы стимулируем способность ребёнка представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы, что, в свою очередь, значительно облегчает подготовку кистей рук к занятию письмом. На занятиях по пластилинографии, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Я начала работать с данной техникой с детьми начиная с младшего возраста, сначала учила простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.                                                                                                                                      Я на своих занятиях использую как индивидуальную, так и коллективную формы работы.                                                                                           

 Виды пластилинографии:                                                                                                   1. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.                                                                                                 Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Подходит для младших групп.

2. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.                                                                                                В данной технике работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Такую технику выполняют на листе плотного картона, дети размазывают пластилин по картону пальчиками.                                                                                                                              3. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.                                                  Данный вид пластилинографии делают на пластике или оргстекло стекле, изображение получается с другой стороны. Рисунок можно предварительно нанести на поверхность при помощи маркера или придумать самим. Затем дети заполняют элементы рисунка пластилином, а затем  размазать по пластику. Размазывать можно пальцами или стеком.

4. Контурная пластилинографиия – изображение предмета при помощи жгутиков.                                                                                                                 Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком. Затем из них дети выкладывают рисунок по замыслу.                                             

 5. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.                              Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки поэтому используется нами в старшей и подготовительной группе.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.                               Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением. Данный вид пластилинографии подходит больше для индивидуальных работ. Картину дети делают  рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности, при помощи валиков с нанесенным рисунком.                                                                                                          8. В технике «граттаж». На картон ребёнок наносится тонкий слой пластилина, выравнивает  стеком и процарапывает им рисунок.

Рекомендации по организации

1) Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно.

 2) Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся, что бы нагрузка на позвоночник была равномерной. Обязательно нужно проводить физкультминутки.                                                                                                                     3) Поддержание чистоты и порядка. Использовать доски для лепки. После занятий доски для лепки протирается бумажной салфеткой. Дети в нашей группе делают это с удовольствием, тем самым уже с детства приучаются к трудовой деятельности и к тому что после себя надо оставлять чистоту. Руки протираются чистой салфеткой и остатки смываются мылом и теплой водой.

  В ходе систематичной работы мной в старшей группе были выявлены одаренные дети . По окончанию занятий когда работы детей вывешиваются в уголок "Наше творчество", работы ребят отличаются от работ других детей аккуратностью, техникой выполнения.  Для родителей таких детей было организовано родительское собрание по теме: "Правильный подход к воспитанию одаренных детей". Родителям было предложено записать детей для дополнительного образование в школы искусств. Когда проходили конкурсы на базе ДОУ, творческие работы этих воспитанников были выбраны комиссией ДОУ из всего числа работ и направлены на городские конкурсы. Я и дальше собираюсь работать в этом направлении,  ведь  каждый ребенок умен и талантлив, надо просто помочь ему раскрыться.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

   Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...

Проект на тему: « Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

Проект рассчитан на учебный годАктуальность проекта. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заклю...

презентация на тему Опыт применения метода морфоанализа для развития творческих способностей и речи у детей с ТНР в ходе освоения нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей ( в т.ч. речевой составляющей) детей 5-7 лет с ТНР с помощью метода морфоанализа в ходе освоения нетрадиционных техник рисования.Применение метода морфоанализа в рисов...

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности,...