«Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей дошкольников».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Соломатина Вероника Геннадьевна

ПЕД ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt112.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Педагогический проект

                 по теме:   

        «Рисование

нетрадиционными техниками, как средство  развития творческих  способностей дошкольников».

               

                 

                                               

                         

Выполнила:

   Соломатина Вероника Геннадьевна

Содержание

 1 Автор проекта

2 Тема проекта

3 Творческое название проекта

4 Участники

5 Актуальность темы

6 Научно-методические обоснования актуальности темы

7 Цели проекта

8 Задачи проекта

9 Объект исследования

10 Продолжительность проекта

11  Этапы и ход работы

12  Формы представления результатов исследования

13  Информационные ресурсы

14 Техническое обеспечение проекта

Автор проекта

Петрова Елена Ивановна  - воспитатель

Тема проекта

«Рисование  нетрадиционными техниками, как средство  развития творческих способностей дошкольников».

Участники

Воспитанники старшей группы, родители, воспитатель

Актуальность   темы

«Занятие рисованием способствует  разностороннему развитию личности ребенка».                                   Аристотель

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
                                                                В.А. Сухомлинский

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В.А.Сухомлинский

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Поэтому творчество, развитие творческих способностей - одна из главных задач воспитания.

Н.П. Сакулина, автор программ дошкольного воспитания, говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльная пена, свеча и т.д, ).

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.                                                                                    

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Сколько дома ненужных интересных вещей! (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь: сколько тут интересных предметов! Палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

              Научно-методические обоснования актуальности темы

  • Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют   необходимость формирования    творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
  • К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
  •   Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
  • Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Цели

Цель:  развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования  (приложение 1).  В работе с детьми используется метод, который не требует от детей профессионального изображения.

Задачи

  •    Обобщать опыт детей, используя нетрадиционное рисование в воспитательно-образовательной работе, обеспечивающей детское развитие в целом и художественно – творческих способностей в частности.
  •     Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Объект  исследования

обучение дошкольников  нетрадиционным техникам изобразительного искусства

Продолжительность проекта

Краткосрочный проект  

                                         Этап и ход  работы

  • Самообразование
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Работа с детьми

Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение -  своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.


        

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность).

 Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

         Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна

       

 

Задачи в работе с детьми:

1. Осваивать изобразительные навыки, совершенствовать технические приёмы нетрадиционного рисования. Обогащать и расширять художественный опыт детей.

 2.Развивать любознательность, стремление к творческому познанию мира с помощью  нетрадиционного рисования. Развивать воображение и творческие возможности детей.

  3.Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

 Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей.   

Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия. Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес.  Цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

 

   

 

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

 Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

На основе опыта работы с детьми, я убедилась, что  дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.       Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания

         Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.    Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

        

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Виды и техники нетрадиционного рисования  художественными

материалами

     Я показала детям много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Позднее ребёнок учится рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

          Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить ребёнка и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».

Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И  создать новый образ.  Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона, осьминога.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Мы рисовали  пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка («Ягоды», «Яблоки»).  

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

   Не менее интересен ещё одна техника рисования «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая», «Ежик». Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 

       С большим удовольствием мы пользуемся техникой «тампонирование».

Делается тампон из поролона, пенопласта, ластика и мятой бумаги. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет,  нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака».

Детям очень нравится рисовать «свечкой или восковыми мелками». Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном  наносили  акварельную краску.  Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

                  Со  старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия».      Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно  были выполнены работы на следующие темы:

«Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», « «Чудесный букет».

 Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    

       Хорошо развивают воображение игры с кляксами «кляксография».   Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

А можно поставить  большую яркую кляксу, взять  трубочку для коктейля и осторожно дунуть на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? ……

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.

 Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Гуляя с детьми, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Со старшей группы используем «набрызг».

 Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Снегопад», «Звездное небо». Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка и стек.

     В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная».

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами - когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».                                          

Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.    

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Результативность  проведения занятий с использованием нетрадиционных техник:

  1. Способствует снятию детских страхов;
  2. Развивает уверенность в своих силах
  3. Учит детей свободно выражать свой замысел;
  4. Учит детей работать с разнообразным материалом;
  5. Развивает мелкую моторику рук;
  6. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  7. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Вывод

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования в частности и к изобразительному искусству в целом. Они стали более внимательно всматриваться в окружающий мир, фантазировать, создавать художественные образы. Приобретение опыта воплощения своих замыслов с помощью нетрадиционных техник рисования отразилось на качестве детских работ: они стали содержательны, оригинальны.  

 

Обучение детей нетрадиционными методами рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческих способностей.

  Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии углубленной и систематической работы в данном направлении.

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить ее эффективность. 

   

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: http://www.ds151-gcheb.edu.cap.ru/images/spacer.gif

(приложение 1) 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ИЗО

(старшая группа)

Сентябрь

1.КАРТИНКА ПРО ЛЕТО.  "БАБОЧКА" (монотипия)

познакомить с новым способом изображения - монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.

Программные задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию;

учить детей отображать в рисунках элементарные представления о насекомых (бабочке). Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Воспитывать интерес к процессу рисования, аккуратность, бережному отношению к окружающей среде

  1. ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО И КУСТЫ. (печатание листьев по бумаге)

Программные задачи: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать деревья, кусты. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Создавать сказочные образы, рисовать различного вида кроны  деревьев, располагать изображение на листе. Обратить внимание на многоцветие окружающего мира.

  1. ЗНАКОМСТВО С АКВАРЕЛЬЮ

Программные задачи:  познакомить с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить наиболее яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы акварелью.

  1. «ПАВЛИН»  (рисование ладошкой)

Программные задачи: учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «рисование ладошкой». Развивать творчество детей, образное представление, воображение, наблюдательность.

 Закреплять умение дорисовать акварельными красками задуманный образ.

  1. «БОЖЬЯ КОРОВКА»  (рисование пальчиками)

Программные задачи: продолжать учить рисовать выразительный образ насекомого. Усовершенствовать технику рисования акварельными красками, умение рисовать пальчиками. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

  1. ЧТО ТЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИШЬ РИСОВАТЬ

Программные задачи:  задумывать содержание своего рисунка; вспоминать необходимые способы изображения; анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

  1. УКРАСЬ ПЛАТОЧЕК РОМАШКАМИ   (тычкование)

Программные задачи:   составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки);

Развивать эстетическое восприятие.

  1. ОСЕННИЙ ЛЕС  (рисование по сырой бумаге)

Программные задачи: вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.

Октябрь

  1. ИДЁТ ДОЖДЬ  (рисование по сырой бумаге)

Программные задачи:  образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретёнными приёмами для передачи явления в рисунке.

Закреплять умение строить композицию рисунка.

  1. ЗНАКОМСТВО С ГОРОДЕЦКОЙ  РОСПИСЬЮ

Программные задачи: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки-точки;  рисовать элементы кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного

  1. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Программные задачи: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи.

  1. «ВЕЧЕРНЕЕ СЕЛО»  (Рисование свечой   «пушистый» рисунок)

Программные задачи: продолжать знакомить детей с родным селом. Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, цвет, материал); устанавливать зависимость между внешним видом, формой и назначением сооружения. Развивать изобразительные умения детей в рисовании зданий, их творческое воображение, активность. Закрепить приёмы рисования (наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской)

  1. «ПАВЛИН»  (рисование ладошкой)

Программные задачи: учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «рисование ладошкой». Развивать творчество детей, образное представление, воображение, наблюдательность.

 Закреплять умение дорисовать акварельными красками задуманный образ.

  1. ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА  (деревня)

Программные задачи:  развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.  Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать навыки коллективной работы.

  1. «КТО ЖИВЁТ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» (тампонирование)

Программные задачи: учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки (делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое)

  1. «ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО – Я!»

Программные задачи: учить рисовать фигуру человека, передавать форму одежды, форму и расположения частей, соотношение их по величине более точно; рисовать крупно, во весь лист.

Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей

(приложение 2)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?" (9)

Уважаемый родитель!

        Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

  • да
  • очень умеренные способности
  • у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

  • краски
  • наборы цветных карандашей
  • фломастеры

3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

  • берет, когда сам пожелает
  • по разрешению взрослых

4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

  • часто
  • иногда
  • никогда

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

  • предлагаете самому порисовать
  • обещаете порисовать в другой раз
  • включаетесь в творческий процесс по его просьбе

6. Используете ли Вы в оформлении своей квартиры и комнаты ребенка

произведения изобразительного искусства?

  • картины (пейзаж, натюрморт и др.)
  • не использую

7. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

  • да
  • нет

 Результаты анкетирования:

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?                          да  - 4

очень умеренные способности - 3

у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя – 2

          2.Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

  • Краски - 2 
  • наборы цветных карандашей - 5
  • фломастеры - 2 

3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

  • берет, когда сам пожелает - 8 
  • по разрешению взрослых – 1

4.Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

  • часто - 4
  • иногда- 2
  • никогда- 3

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

  • предлагаете самому порисовать - 5
  • обещаете порисовать в другой раз - 2
  • включаетесь в творческий процесс по его просьбе – 2

6. Используете ли Вы в оформлении своей квартиры и комнаты ребенка

произведения изобразительного искусства?

  • картины (пейзаж, натюрморт и др.)  - 6
  • не использую – 3

7. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

  • да - 0
  • нет - 9

Результаты:

Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство детей по опросу родителей проявляют интерес к рисованию с использованием фломастеров;
  2. Родители считают, что у их детей есть творческие способности в области художественного творчества;
  3. В семьях имеются материалы для творчества и дети имеют к ним в большинстве случаев свободный доступ, что свидетельствует о желании развивать креативные способности детей;
  4. Активность детей по вовлечению родителей в своё творчество проявляется слабо,  родители, к сожалению, стараются избежать совместной деятельности, ссылаясь на занятость;
  5. В оформлении квартиры родители часто используют картины, но лишь как элемент декора, не акцентируя внимание ребенка на их эстетической ценности. Альбомов с репродукциями музейных коллекций в семьях нет.  

Рекомендации:

-  Обратить внимание родителей на использование детьми орудия рисования, а именно: ограничить использование фломастеров, заменив их красками, что позволит детям при обучении в школе иметь первичные навыки работы с красками, более  развитую моторику, сенсорный опыт и эстетическое восприятие художественных образов;

- Родителям принимать более активное участие в совместной деятельности с ребёнком, не игнорировать его просьбы о помощи. Помнить о том, что  коллективное творчество способствует взаимопониманию и взаимовыручке в семье, придает ребенку уверенности в себе, в своих способностях, дает положительный психо-имоциональный настрой;

- Посещать ( по возможности) художественные выставки, музеи, галереи для художественно-эстетического развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками

рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами» Ежедневно ребенок открывает для с...

Презентация проекта «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности  у старших дошкольников с помощью экспериментирования  в процессе  рисования  нетрадиционными техниками и материалами»...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...