МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Бернацкая Надежда Викторовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ с использованием программы Чуриловой Э.Г. "Арт-фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов ДОУ24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»

МАСТЕР — КЛАСС

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ

И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И

УПРАЖНЕНИЯ»

                                                                Подготовила :

                                                        учитель-логопед  Н.В. Бернацкая

2016

Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). Передать педагогам опыт проведения игр.

1. Вступительная часть.

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, можно прийти к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвленным. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. У многих детей наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Наши дети стеснительны, скованны и не уверены в себе. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т.к. в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера (когда будут выступать на сцене) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание. И сегодня желательно построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем мы здесь будем говорить, вы могли прочувствовать сначала с позиции ребенка, а затем с позиции взрослого.

В чем заключается сущность театральной игры?

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

            Для театральных игр характерны следующие задачи:

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

Запомнить слова героев;

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;

Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

2. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

3. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

4. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;  

5. Пополнять словарный запас ребенка.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Приветствие играет очень большую роль в нашей жизни, ведь именно с этого начинается общение между людьми. Приветом человек показывает свое отношение к другим людям. И от того, насколько удачно он это сделает, зависит, как сложится их дальнейший разговор. Поздороваемся как в Китае (встречая друга, прижимают руки самому себе), в Индии (складывают руки вместе и прижимают их к груди), в Японии (кланяются), дикари в джунглях обнюхивают друг друга, жители Крайнего Севера трутся носами; в России, Англии, Америке – пожимают друг другу руки  (первой при рукопожатии должна подавать руку женщина – мужчине, старший – младшему). А как здороваются животные? собачки (трутся носами), медведи (трутся спинками).

II Основная часть.

За основу я  взяла систему игр, разработанную известным детским педагогом Э.Г. Чуриловой (программа « Арт – фантазия»). Необходимо  помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи, логическое ударение), а также развивать воображение, т.е. умение представить то, о чем говорится.

1. Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. 

«ИГРА СО СВЕЧОЙ» (на развитие правильного речевого дыхания)

(Сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только плавно «танцевать пламя». Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем).

2. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Очень полезна артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

Веселые пятачки к сказке «Три поросенка»:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

 в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как волк.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

А) Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

Б) «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

В) Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться;

Г) Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

3. После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, силой голоса, темпом речи, диапазоном звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того, чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить игру «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» или «ЗАБАВНЫЕ СТИХИ». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми, подбирать рифму к словам

Ся – ся – ся – все на праздник собираются,

Ем – ем – ем – на машине едем,

Ит – ит – ит – солнце ярко светит,

Им – им – им – праздник весело проводим.

4. С точки зрения исполнительской деятельности детей очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.

ИГРА «ФРАЗА ПО КРУГУ» (сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу «Мы поедем на экскурсию» или скороговорку «Три сороки – тараторки тараторили на горке» с различной интонацией); цель – обработка интонации.

Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

5. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.

«Сшила Саша Сашке шапку»

Произносить скороговорку, выделяя разные слова: «Сшила Саша Сашке шапку» и т.д.

Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

6. Есть еще творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми на превращения и действия с воображаемыми предметами.

«РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ» или «МОЯ СКАЗКА» (Нужно не только рассказать сказку от имени своего героя, но и показать, изобразить походку, позу, мимику, жест сказочного героя). Например, сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

«Похожий хвостик»

Цель: учить детей, подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово (например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, петрушка). Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела).

7. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.

Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.

Сказка «Зайчик и ежик».

 Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала маленькая тучка (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

4. Заключительная часть.

Театр в детском саду – явление в наше время не редкое. Это интересная и полезная не только для детей, но и для самих взрослых деятельность. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное мы помогаем детям преодолеть стеснительность и поверить в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованные игры.

В работе описывается влияние театрализованных игр на творческие способности дошкольников....

Сценарий театрального ринга для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Театральный ринг  позволит расширенить знания педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать практические навыки, необходимые в работе с детьми по данному направлению....

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей....

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»

Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. « Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, от...

«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...