Самообразование по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Яралян Ева Врежовна

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_po_samoobrazovaniyu.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Работа начата: …………

Цели и задачи работы

Цели:

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.

Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
  2. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
  3.  Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению;
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;;
  6. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов;
  7. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
  8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
  9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием;
  10.  Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Ожидаемый результат:

- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;

- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;

-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

  • пальчиковый
  • конусный
  • теневой
  • фланелеграф
  • магнитный
  • масочный
  • варежковый
  • игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы.

Литература

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

2. Доронова Т. Н. «Играем в театр» / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.

3. Маханева М. Д. «Театрализованная деятельность в детском саду» / Москва, Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002.

Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

«Играем с детьми раннего возраста»  (№3/2013г.)

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)

«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)

«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)

«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

Статьи в интернете:

  • «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php);
  • Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
  • Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…
  • «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)    

План работы на ………….(средняя группа)

Сентябрь

- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»;

- постановка целей и задач по данной теме;

- беседа «Что же такое театр?»;

- консультация «Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности».

Октябрь

- изучение темы: «Ребенок в мире театра»;

- изготовление персонажей сказки «Курочка Ряба» для театрализованного представления;

- Беседа «Раз-два-три-четыре-пять: Театр пальчиков»;

- представление по мотивам сказки «Курочка Ряба»;

- консультация: «Значение и практическое использование пальчиковой гимнастики в развитии речи»

Ноябрь

- создание картотеки настольных игр для работы с детьми; - беседа «Театр начинается»;

- настольные игры «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т. д.

- консультация «Создаём театр сами: Трафареты и домашний театр»

Декабрь

- пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок;

- беседа «Что такое музыкальная сказка?»

- театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;

- беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в местном театре юного зрителя в г. Саратове;

Январь

- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;

- повторение сюжета, полное перечитывание, разучивание по ролям сказки «Гуси-лебеди»;

- беседа «Как работает теневой театр?»

-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;

- консультация «Театр теней»;

Февраль

- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками: Дед, Бабка, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Ёж, Колобок и тр.) для постановки кукольного театра;

- беседа «Театр и куклы»;

- совместная постановка с детьми и показ кукольного представления «Колобок – недопечёный бок»

- консультация «Как сделать кукольный театр дома: с чего начать?»

Март

- провести анализ связи детской литературы и театра, на примере инсценированиястихотворений А. Барто;

- беседа «Красивое слово – инсценирование. Что это такое?»;

- инсценирование с детьми стихов А. Барто «Лялечка», «Любитель-рыболов»;

- анкета для родителей «Немного о творчестве наших детей»;

Апрель

- изучение способов и приёмов, направленных на развитие навыков импровизации(ритмических, мелодических, пластических и т. д.)

- беседа «Занимательная игра-импровизация»;

- игра-импровизация «Мы автобус ожидали», «На все голоса»;

- консультация «Поощряйте и способствуйте певческой импровизации ваших детей»

Май

- составление самоанализа плана самообразования

- развлечение с детьми «Репка. Взглянём по-новому»

- консультация «Музыкальное воспитание дошкольников».

План работы на ………….. (старшая группа)

Сентябрь

- Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.

- Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

- «За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.

- Сюжетно-ролевая игра «Театр».

- Разнообразный мир театра, показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)

- показ конусного театра «Теремок»

Октябрь 

- Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев») «Позови движением», «Приглашение на танец»

- Познакомить с основами актёрского мастерства.

- Учить изображать эмоциональное состояние персонажа.

- Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).

- Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.

- Воспитывать интерес к театральной деятельности.

- Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость.

- Развитие слуха и чувства ритма у детей.

- Сила голоса и речевое дыхание, игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»

- Дыхательная гимнастика: «Маятник»; «Задуть свечу»;

- Пантомима  игра «Вьюга»;  упражнения на развитие сенсомоторики;

- Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»;  игра «Ловим комариков»;  игра «Волшебный стул»;

Ноябрь 

- Сценическая пластика игра «Не ошибись»;

- игра «Если гости постучали»;

- пальчиковые игры «Бельчата»;

- этюд на расслабление мышц «Штанга»;

- игра «Волк и овцы»;

- Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;

- этюд «любимая игрушка»;

- этюд «Кривое зеркало»

- Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»

- Драматизация: показ театра «Теремок» для младшей группы.

Декабрь

- Инсценировка шуток-малюток, артикуляционная гимнастика;

- Игра «Птицелов»;

- Знакомство с русскими народными костюмами.

- «Ай-да ребята!» Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза

- «Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.

- «Пойми меня», отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры

Январь

- «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации;

- «Одну простую сказку хотим мы….», рассказываем про любимые игры и сказки

- «Колобок на новый лад» драматизация для младших групп.

Февраль

- «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

- Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

- Драматизация: Показ театра  «Маша и медведь» для младшей группы.

- Рисуем театр, совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)

- «Вечер с бабушкой Загадушкой », отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.

Март

- Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.

- Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Закреплять в речи детей понятие «пантомима»

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

- Театральные игры «Что изменилось?», «Поймай хлопок», «Тень», «Веселые обезьянки» , «Супер пальчики»,  «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д

- Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели.

Апрель

- Чтение и пересказ сказки «Красная шапочка» Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

- Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов

- Постановка театра Спектакль «Красная шапочка». Показ для родителей.

Май

- Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

- «Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека

- «У страха глаза велики», чтение, пересказ сказки.

- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять», придумывание рифмы к словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через сказкотерапию».

По теме: «Развитие творческих  способностей дошкольников через сказкотерапию»....

Сценарий театрального ринга для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Театральный ринг  позволит расширенить знания педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать практические навыки, необходимые в работе с детьми по данному направлению....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Отчет по самообразованиюмузыкальный руководитель Чернова Е.Н. Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...