Пластилинография для дошкольников
статья по аппликации, лепке

Статья о пользе пластилинографии в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

                «Пластилинография для дошкольников - это интересно!».

                                                История техники.

В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином:                                                                      1.Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.                                                                                                  2.Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.                                                                                                                          3.Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.                                                                                                                                         4.Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.                                                                                                    5.Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев                                                                                                                         6.Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей, таких психических процессов как: внимание, мышление, память, а так же развитию творческих способностей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.        Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.                                                                                                        Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

 · освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

· развитие мелкой моторики;

 · ознакомление с окружающим миром;

· развитие эмоций и фантазии.

                                                МАТЕРИАЛЫ.

1.Пластилин                                                                                                                                                      2. Прозрачная плотная плёнка, картон.                                                                                                                                                     3. Картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

                                     Этапы работы

 1.Подобрать любую картинку (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.                                                                                                                                          2. Перевести картинку с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу. 3.Подбираем для нашей картинки цвет пластилина для дальнейшей работы. 4.Отщипываем небольшой кусочек пластилина                                                                                               5.Катаем колбаску движениями вперед – назад                                                                                               6.Колбаску укладываем на контур рисунка немного, прижимая.                                                                         7. Затем эту колбаску размазываем пальцем по поверхности от края до середины, насколько хватит, пальчик за пальчиком                                                                                                            8. Если не получилось закрасить с первого раза полностью, то добавляем все также по второму внутреннему кругу.                                                                                                                          9. Таким же способом дорабатываем остальные детали картинки.                                                                                             10.Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку.

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.                                                                               2. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки. Отщипываем небольшой кусочек пластилина.                                                                                                                                  3. Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.                                                                                                                                     4.Готовую работу кладём на картонную основу, оформляем в рамочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционной изо-техники - пластилинографии на всесторонне развитие дошкольников

В последнее время часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Как же лучше развивать мелкую моторику? Эти вопросы и раскрывает моё...

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живо...

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живо...

Пластилинография для дошкольников

Понятие.Цели и задачи обучения.Общие рекомендации.Приемы и способы пластилинографии....

Мастер-класс с пошаговыми фото по пластилинографии для дошкольников «Полёт к далёким планетам»

Мастер-класс с пошаговыми фото по пластилинографии для дошкольников «Полёт к далёким планетам»Цель:создание творческой работыЗадачи:- обучать примам работы с мягким пластилином- развивать ...

Методическая разработка "Пластилинография" для дошкольников

Методическая разработка "Пластилинография"...

Пластилинография для Дошкольников

Пластилинография для Дошкольников...