Влияние нетрадиционной изо-техники - пластилинографии на всесторонне развитие дошкольников
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Крылова Любовь Борисовна

В последнее время часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Как же лучше развивать мелкую моторику? Эти вопросы и раскрывает моё выступление..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._plastilinografiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики.

        В последнее время часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств, всеми цветами спектра, геометрическими формами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич). Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Подготовка к письму.

Катать маленькие машинки по лабиринтам. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.

Любое действие мелкими инструментами развивает моторику. Любая работа с верёвками, узелки, нанизывания - помогают развитию мелкой моторики. Можно играть в пиратов, на корабле много верёвок. Можно делать "паутины". Машинку на верёвочку привязать. Или десять машинок на десять верёвочек.

Кроме игр развитию мелкой моторике рук способствует аппликация из готовых форм в раннем возрасте и самостоятельное вырезание в старшем дошкольном возрасте.

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками и украшающей группу.

Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.

Предлагая детям трехлетнего возраста сминать пучками пальчиков обеих рук кусочки бумажных салфеток, воспитатель способствует активизации мелкой моторики рук.

Создание рисунков может быть индивидуальным или коллективным. На готовый контур дети должны наклеить комочки салфеток, плотно прикладывая, их друг к другу. Вначале даются рисунки одноцветные: солнышко, осенние листья. Дети в процессе работы закрепляют основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Постепенно с взрослением детей, рисунки усложняются, кусочки салфеток берутся меньшего размера, комочки становятся плотными и совсем не большими, расширяется цветовая гамма: сиреневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. Расширяется спектр оттенков: бледно – голубой, нежно – сиреневый, темно – розовый, ярко – оранжевый, светло – зеленый и т.д., что способствует умению детей отличать оттенки цвета. Постепенно усложняется рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Проклеивание тонких линий, мелких деталей дает возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.

Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Рисование тоже играет не маловажную роль в развитии мелкой моторики. Разрисовывать бумажные машинки молниями и звёздами (чтоб круто было). Краски подобрать подходящие, или перманентные маркеры (берегите мебель и одежду).

        Отличный вариант привлечь внимание малыша к изобразительному искусству - создавать работу вместе с ним. Рисуйте, например, дерево. На нем маленькие листочки, под деревом травка. Дайте малышу тоже проявить себя: пусть нарисует птичку, или дополнит зеленью крону. Возможны варианты, но в любом случае совместное творчество пойдет на пользу.

Рисовать можно не только традиционными способами: кистью, карандашом, но и другими. Например, кончиками пальцев. Это весело, макать пальчик в краску и выводить им на бумаге разноцветные колечки, полосочки. Конечно, не каждая мама согласится на такой эксперимент, потому что стирать одежду и отмывать любимое чадо потом точно придется. Но сколько будет эмоций... А положительные эмоции благотворно влияют на психику.

        В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

        Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография, которая плодотворной влияет на развитие мелкой моторики рук.

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют  исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.

Одним из основных условий и в тоже время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеется в виду движение рук ребенка): чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений. Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином, тестом, бумагой) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

            Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга. Еще Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии.

Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Каждое такое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, также происходит закрепление информации полученной на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающей действительностью, по рисованию, расширяет возможность изобразительной деятельности.

Целью является развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук  с использованием пластических форм.

Для достижения данной цели определили следующие задачи:                                    

  1. Развитие координации движения рук, мелкой моторики.
  1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
  1. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

К старшему дошкольному возрасту появляются все  предпосылки к созданию сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приёмов в лепке. Важное значение при  создании  картин в технике «пластилинография» имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».

Техника безопасности работы с пластилином

и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

-  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) или положить на доске воле отопительной батареи, следя, чтобы он не расплавился.
  2. Для работы использовать плотный картон.
  3. Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
  4. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска, влажная салфетка для рук.
  5. После выполненной работы первоначально вытереть руки влажной салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  6. В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен:

• быстро согреваться в руках и становиться мягким;

• не крошиться, но и не размазываться, не таять;

• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

• с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

• один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

• легко отмываться с рук теплой водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественных средств на всестороннее развитие дошкольника»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан...

Использование нетрадиционной техники рисования, как инструмента для всестороннего развития дошкольника.

В статье раскрывается значение использование нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка, приводятся примеры таких техник....

Влияние техники квиллинг на всестороннее развитие старших дошкольников

Влияние техники квиллинг на всестороннее развитие старших дошкольников...

Методическая разработка к родительскому собранию "Роль нетрадиционных изобразительных техник в художественно-творческом развитии дошкольников"

Методическая разработка к родительскому собранию "Роль нетрадиционных изобразительных техник в художественно-творческом развитии дошкольников"...

"Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие дошкольников"

Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Уровень развития речи находится в...

Консультация для педагогов и родителей "Влияние различных техник лепки на всестороннее развитие дошкольников".

Лепка влияет на всестороннее развитие ребёнка: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое. Это одно из самых увлекательных, интересных и любимых видов д...

Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....