"Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие дошкольников"
методическая разработка на тему

Фомичева Светлана Александровна

Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Влияние нетрадиционных техник рисования

на речевое развитие детей дошкольного возраста»

(консультация для родителей)

Одно из основных  условий  нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

         Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью.  Показ,  объяснение - основные  приёмы,  гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя  сюжет,  мотивирующий  деятельность  малыша,  в  ней определено  место  и  предусмотрено  время  для  разнообразных приёмов развития речи.  Вторая  часть  практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также  с  чего  начать,  как  потом  действовать.У детей формируются  навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

На непосредственно образовательной деятельности широко используются  такие виды рисования, как:

- рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)

- рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

- рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т.д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т.д.

- рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т.д.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с детьми, используют  слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;

- многообразие способов рисования;

- многообразие средств рисования;

- проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

- вызывает целый комплекс эмоций;

- прививает любовь к изобразительному искусству;

- непринуждённо развивает творческие способности;

- формирует и активизирует словарь;

- формирует речевые навыки;

- развивает внимание детей к речи;

- обогащает предметно-глагольный словарь.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Воспитатель: Фомичева С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников »

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её ...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на разностороннее развитие ребенка»

Консультация для родителей на тему:  «Влияние нетрадиционных техник рисования на разностороннее развитие ребенка»...

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования потому, что этоинтересно мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а п...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников

Статья о нетрадиционных техниках рисования, которые вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения. ...

"Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у дошкольников"

Данная статья полезна для родителей и педагогов об использовании нетрадиционных техник рисования, которые влияют на развитие творческих способностей у детей....

Статья "Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников"

Применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываю...