Главные вкладки

    Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников
    статья по рисованию (старшая группа)

    Статья о нетрадиционных техниках рисования, которые вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_netrad.tehniki.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников

    Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности

    к творчеству является деятельность. (Л.С. Выготский)

     

    Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

    Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

    Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками рисования. В связи с этим,  начиная с младшего дошкольного  возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у   детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

    Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

    Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

    Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Поэтому необходимо создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

    Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубную щетку, расческу, поролон, парафиновую свечу, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчик да в краску.

    Нетрадиционные техники рисования вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения: «Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и т. д.

    В целях развития воображения и творчества воспитатель предлагает детям изобразить: различное настроение, свою мечту, музыку, запах, рисуем себя, семью, друзей и самое любимое, важное интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное. Например, несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.Все это можно рисовать не только в альбоме, но и на ватмане, на старых обоях. Рисовать можно лежа на полу, стоя, на  доске или мольберте, на асфальте.

    Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

    Каждый из методов – это небольшая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности

    На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

    Исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально – творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

    Таким образом,  разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

    Дети располагают значительными потенциальными возможностями  в процессе занятий изодеятельности: у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.

    Все, что закладывается в детстве, дает расцвет в будущем. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

    Список использованной литературы

    1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.,2007.
    2. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003, 2016
    3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. - М., 2011.
    4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
    5.  Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного ри...

    Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей»

    Нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движени...

    Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников

    Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников...

    Статья на тему "Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей с ОНР"

    В своей статье я делюсь опытом использования нетрадиционной тезнике рисовая в развитии творческих способностей детей...

    "Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у дошкольников"

    Данная статья полезна для родителей и педагогов об использовании нетрадиционных техник рисования, которые влияют на развитие творческих способностей у детей....

    Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»

    Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного ...

    «Применение нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста»

    Выступление на Педагогическом совете «Организация деятельности педагогов, направленной на творческое развитие дошкольников с учетом принципа интеграции при построении образовательного процесса&r...