Статья на тему "Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей с ОНР"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В своей статье я делюсь опытом использования нетрадиционной тезнике рисовая в развитии творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей с ОНР

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В своей работе с детьми  я придерживаюсь принципов:

- Принцип системности и последовательности (от простого к сложному)

- Принцип интереса ( построение работы с опорой на интересы  детей)

- Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ОНР (недостаточный объем сведений об окружающем и концентрации внимания, эмоциональная незрелость, замкнутость, тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей моторики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного или слухового внимания, восприятия и памяти)

- Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей с ОНР, темперамент, характер, интересы и др.

- Принцип связи речи с психологическими процессам

-Принцип музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

     В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?)

  За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Я считаю, что для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия:

- предоставление ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности;

- атмосфера творчества;

- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка;

- комплексное и системное использование методов и приёмов;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства;

- овладение детьми способами изображения и индивидуальный подход к каждому ребёнку;

- использование нетрадиционных способов и приёмов изображения

  С детьми мы знакомимся с такими нетрадиционными техниками рисования, как: рисование свечой, углем; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование на зеркальной поверхности, рисование печатками и различными предметами, восковыми мелками и свечой, мятой бумагой, пластилином ,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой; рисование по сырому, на мятой бумаге; рисование на коврографе с помощью ленточек-липучек.

Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, корректируется его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Хочется отметить наиболее интересные формы работы с детьми: открытые интегративные занятия «Осенние напевы», «Зимние пейзажи»;«Красота красок»,  «Рисуем счастье», «Осенние зарисовки», «Цветочное настроение» и другие.

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями.

Были проведены анкетирование с родителями на тему «Что Вы знаете о нетрадиционном рисовании?»,  консультации «Чем полезны занятия творчеством? «Все, что я воображаю, на листе изображаю», памятка «Как определить настроение ребенка по рисунку», папка –передвижка «Развиваем у детей творчество». Также была организована выставка детских работ «Мы рисуем настроение». Все это помогло увлечь родителей, они не остались равнодушными, читали консультации, интересовались эмоциональным состоянием ребенка, делились опытом. Мною была организована работа «Мастер-класс», где родители научились с помощью приема монотипии заколдовывать бабочек, с помощью набрызга делать праздничный салют. Еще родители откликнулись принять участие в изовыставке «Осень», выполненной разнообразными приемами рисования.

На мой взгляд, особенно эффективно сочетание занятий рисованием  с прослушиванием  музыкальных произведений П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф.Шопена. Для активизации зрительных образов на занятиях звучит медитативная музыка, передающая картины природы в аудиозаписи «Морской прибой», «Звуки леса» и т.д.

По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей успешно формируются сенсорные эталоны цвета, формы и величины. Показательны успехи детей в речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь; некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей"

Идет описание техник изобразительного искусства, которые можно применять для развития творческих способностей детей....

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...

Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...

Статья «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описани...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....