Статья «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описание опыта работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 Колпинского района Санкт-Петербург
Статья на тему
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель первой категории: Кидяйкина М.В.
2023 год
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Художники — всего лишь дети, которые отказываются откладывать карандаши».
Альберт Хиршфельд.
У каждого ребенка есть те или иные отличные художественные способности, которые делают их уникальными. Искусство вдохновляет нас создавать что-то новое и смотреть на мир с другой точки зрения. К какой бы возрастной группе вы ни принадлежали, эстетическое произведение искусства успокоит ваши глаза и душу и заставит оценить его красоту. Самый известный художник всегда тот, кто честен и правдив, и это никогда не один человек, а много.
Аннотация. В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описание опыта работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Для развития творческих способностей необходимы условия, которые помогут обогатить жизненный опыт ребёнка, показать ребенку радость творческого процесса, поощрить и развить свободный полет фантазии, а также научить ребенка разным художественным приемам и способам. Мной была разработана дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников». В программе разработаны занятия изобразительной деятельностью нетрадиционными методами рисования с детьми 5-7 лет.
Использование нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.
Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Практическая значимость разработанной мной программы состоит в том, что можно работать не только с ярко заявляющими о себе детьми с художественными способностями, но и с теми, кто просто любит рисовать, так как обеспечивается поле деятельности для творческого само проявления и самовыражения детей. В программе проблема развития творчества детей рассматривается в художественной студии, выступающей как форма дополнительного образования в ДОУ, определены новые тенденции её деятельности на основе интеграции различных видов художественно – творческой деятельности детей и различными изобразительными техниками.
Работу с воспитанниками я организовала в форме «Мастерская художника» в музее « Русской матрёшки», цель которой - обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей, приобщение к русским народным формам и приёмам творчества, владение разнообразными приёмами росписи.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них.
«Рисование пальцами, ладонью, кулаком»
У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками, ладошкой, кулаком.
Техника рисования:
1.берём широкую миску;
2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны;
3.наливаем в блюдце;
4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску;
5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.
С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за ними.
«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой».
У вас дома накопились пластиковые бутылки лил винные пробки, не спешите их выбрасывать, а используйте для рисования.
Техника рисования:
1.берём миску, чем шире, тем лучше;
2.кладём на дно миски тонкий поролон;
3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды;
4.выливаем краску в миску с поролоном;
5.опускаем бутылку донышком в поролон;
6.наносим отпечаток на бумагу.
Данную технику хорошо использовать при изображении растений.
«Рисование ластиком»
Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш. Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится.
Техника рисования:
1.нам понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки; ластик;
2. заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш;
3. ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой карандаш);
4.берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок;
5. мелкие детали можно прорисовать простым карандашом.
В данной технике можно рисовать любые произведения искусства.
Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек.
В работе с детьми использую следующие методы.
«Рисование в технике вертикального тычка»
Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой. Дети старшего возраста самостоятельно рисуют контуры изображения (цветок, дерево, силуэт животного). Пояснения для детей можно проводить в форме стихотворного упражнения-разминки.
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк. (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз…
Рисование в технике «мокрый лист»
Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение с эффектом расфокусировки, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
Рисование с помощью пузырчатой пленки
Рисование с использованием шаблонов на пузырчатой плёнке.
Рисование с помощью губки (поролона)
Рисование губкой на бумаги, картоне. Геометрические фигуры, мягкие игрушки и т.д.
Рисование в технике «Граттаж»
(в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Старшие дошкольники подготовительный этап воспринимают с большим интересом и удовольствием. Самый простой способ предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши или туши с добавлением мыльного раствора.
Информационно-рецептивный метод, который включает в себя: рассматривание; наблюдение; экскурсии; образец воспитателя; показ воспитателя.
Репродуктивный метод - направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Словесные методы: беседы, загадки, чтение художественных произведений, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.
Метод эстетического пробуждения: рассматривание различных произведений искусства; рассматривание предметов народно – декоративного искусства; рассматривание работ, созданных своими руками.
Эвристический метод: предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод: дети выполняют всю работу самостоятельно, направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, воображения и творчества.
Работу провожу в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. На личном сайте и в уголке
«Информация для родителей» представлены консультации для родителей и педагогов по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников». В группах уголки по изобразительной деятельности, пополнились материалами, использующиеся при рисовании нетрадиционными техниками (ватные палочки, зубные щётки, стеки, пластиковые бутылки, пробки, бумага разной фактуры, печатки, нитки, и т. д.). Наряду с теоретическими представлениями мы формируем и практические навыки родителей, используя такие новые формы работы как: круглый стол, семинар-практикум, показ открытых просмотров образовательной деятельности и др.
Таким образом, разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских рисунках.
Представленный опыт работы показал, что использование нетрадиционных техник рисования доставляет воспитанникам истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их совсем не пугает его многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. И чем лучше получается действие с выбранным материалом, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...
Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработкаНетрадиционные техники рисованияв развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования работающим с детьми по парциальной программе дополнительного образования Н.М. Савельевой "В мире...
Конспект совместной деятельности с детьми Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весенняя поляна»
Предварительная работа: Наблюдение за природой весной, рассматривание иллюстраций весенних цветов, отгадывание загадок, рассматривание рисунков выполненных в разных нетрадиционных техниках рисования....
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;В творчестве нет правильного или не п...
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...