Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей»
консультация по рисованию

Мальцева Марианна Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речь и подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для педагогов

«Влияние нетрадиционных техник рисования на

развитие творческих способностей детей»

Подготовила

педагог-организатор

Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

Влияние нетрадиционных техник рисования на

развитие творческих способностей детей

Одна из важных задач дошкольной педагогики– это развитие и  формирование творческой личности. Взрослый человек забывает о той радости, которая приносила в детские годы – рисование. Начиная  с 2-3 лет постоянно рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Ребёнок изучает окружающий мир, копируя его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат и даже запахи.

Период  детства, можно рассматривать становления психических и физиологических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни, художественный вкус, творческие способности.

Психологи и педагоги – считают, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Как правило, дети рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. По мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Для ребенка рисование – это большая и серьезная работа. Даже  каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Достоинство   рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Оно помогает ребенку упорядочить быстро усваемые знания и зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире. Способствует развитию каждой из этих функций  и связывает их между собой.

Приобщая детей к искусству –  можно использовать рисование нетрадиционными техниками, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Новые подходы в образовательном процессе, раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т.д.

Детское рисование,  из всех видов деятельности,  изучено наиболее полно и разносторонне. Оно развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. Благодаря использованию нетрадиционных методов рисования, ребенок может использовать и изучать свойства различных материалов; может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление.

Дошкольники очень любят экспериментировать. В процессе этой деятельности  развиваются фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. Нетрадиционные техники рисования - это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д.; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Для начала знакомства с нетрадиционными техниками рисования можно использовать следующие: «рисование пальчиками», «тычок жёсткой полусухой кистью», «рисование ладошкой», «оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта» и др. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Ребенку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие моторных центров речи.

Но самостоятельно, немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому необходимо - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

На занятиях по нетрадиционному рисованию знакомим детей с разными способами окрашивания, различными методами набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты) природного материала (листьев деревьев, коры), рисовать камешками и т. п.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речь и подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.

Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, и это в свою очередь отражает его сущность, характер, индивидуальность.

Рекомендации педагогам

-Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

-Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

-В планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

-Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения. 

-Материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

Рекомендации родителям

-Материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

-Знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

-Не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

-Хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Литература

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2003.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 200. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998.

 Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»

Консультация для родителей«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования работающим с детьми по парциальной программе  дополнительного образования Н.М.  Савельевой "В мире...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....

Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....