Конспект открытого занятия на тему "Старинные русские головные уборы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Конспект открытого занятия на тему"Старинные русские головные уборы" предназначен для детей старшего дошкольного возраста от 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolnikova.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №99 «Кубэлэк»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект открытого занятия на тему:

«Старинные русские головные уборы»

Подготовила:

    Зольникова Л.Г.

Нижнекамск, 2022 г.

Тип занятия: занятие творческого применения знаний и умений.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, их воображения, фантазии при составлении узоров для старинных русских головных уборов – кокошников и шлемов.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с русскими старинными головными уборами – кокошником и шлемом, особенностями их изготовления и применения; формировать умение составлять композицию узора по форме (кокошник, шлем); соотносить размеры и геометрические формы; формировать навыки работы в смешанной технике (рисунок и аппликация);

развивающие: развивать эстетические чувства (чувство цвета, чувство формы, чувство композиции и др.), мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение посредством художественного творчества (рисования и аппликации), прилежность и аккуратность в работе; умение объективно оценивать выполненные работы.

воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа, чувство гордости и любви к Родине.

        Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: кокошник, шлем, богатырь.

       Материалы и оборудование:

         демонстрационный материал: письмо с загадкой, аленький цветок, образцы украшенных кокошников и шлемов;

          раздаточный материал: три воздушном шара, заготовки кокошников и шлемов; цветная бумага, шаблоны узоров, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стразы, музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубны, треугольники, колокольчики).

          технические средства: магнитофон с записью фольклорного оркестра “Русь”, «В гостях у сказки», ноутбук со слайдами, мультимедийное оборудование.

Методические приёмы: художественное слово, загадка, беседа, просмотр слайдов.

Способы организации: фронтальный, индивидуальный. 

Предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»; просмотр альбомов и репродукций “Русские головные уборы”.

Время проведения: 25-30 минут.

Структура ООД:

I. Организационный момент.

Звучит музыка «В гостях у сказки» Дети заходят в зал.

- Здравствуйте, дорогие ребята! А вы когда-нибудь путешествовали? (ответы детей) А на чём вы путешествовали? (ответы детей) А на чём ещё можно путешествовать? (ответы детей) Сегодня я вам предлагаю отправится в путешествие в волшебную страну Творчества на воздушном шаре! Давайте закроем глаза и все вместе скажем слова: «Раз, два, три – чудо произойди

(Удивлённо)

 - Ааааах! А вот  шарики! Ребята, если очень-очень захотеть, то чудо обязательно произойдёт!

- Ребята, а у нас есть ещё одна проблема! Один воздушный шар может поднять в воздух только пять человек! Как нам поступить? (дети делятся на три команды)

   - А чтобы шар полетел, нужно его надуть посильнее. Давайте сделаем большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Дыхательная гимнастика)

(дети руками держутся за нить шара и идут в центр зала)

- А теперь нам надо приземлиться. Отпускайте шары. (Дети отпускаю ниточку шара)

- Вот и попали мы с вами в волшебную страну Творчества!

II. Вступительная беседа.

  (Обращаю внимание детей на тумбу, покрытую тканью)

- Ребята, а что это такое, что это может быть? Здесь лежит какое-то письмо, давайте посмотрим (открываю и читаю)

- Здесь какая-то загадка, вы поможете мне её отгадать? (да).  Послушайте внимательно:

Как-то раз купец собрался
да и за море подался.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный…(Аленький цветок)

- Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали? (Достаю Аленький цветок, показываю детям)

- Молодцы отгадали загадку! А кому мы подарим этот цветок, ребята? (Слышится стук в дверь)

- Кто это там, ребята? (входит сказочный персонаж в старорусском наряде) Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Узнали? Да, это Настенька из сказки «Аленький цветок».

- Здравствуй, Настенька! (Дети здороваются)

Настенька: - Здравствуйте, ребята! Низкий полон вам, гости дорогие! (Кланяется)

Воспитатель: - Наверное, это твой цветочек, Настенька? (Дарю ей цветок)

Настенька: - Ой, спасибо вам ребята. А я по лесу гуляла и цветочек потеряла.

А это батюшкин подарочек заморский. Спасибо, что нашли!

Воспитатель:  - Ой, Настенька, какая ты красивая! Какой замечательный у тебя наряд! Ребята, а вы заметили, какой красивый у Настеньки наряд?  Что на ней надето? (Сарафан)

- А какой головной убор у нашей сказочной героини? Знаете, как он называется? (Кокошник)

- Да, кокошник, ребята, – это старинный русский головной убор. Я предлагаю нам сейчас немного отдохнуть, давайте присядем на скамеечки и рассмотрим эти старинные головные уборы. И ты, Настенька, присаживайся с нами, пожалуйста! (дети и Настенька садятся на скамейки, показываю слайды с изображением кокошников)

- Кокошник – это головной убор замужних женщин, которые жили в давние времена. А молодые девушки ходили с открытой головой, пока не выйдут замуж. Слово кокошник происходит от слова «кокош», что значит «петух, курица». Посмотрите, верх кокошника напоминает гребень петуха. 

- Давайте посмотрим, как украшали кокошник. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Украшения могли быть простыми, скромными или торжественными.

Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и нитью золотой.
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.

- Ребята, а у богатырей были свои головные уборы. Он назывались – шлемы. А как же украшали свои шлемы богатыри? Давайте внимательно посмотрим (показ слайдов с изображением шлемов)

- Украшали шлем воину совсем не так, как красавице - кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчёркивал наиболее ценные или желательные свои качества. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы - шлемы строгие, почти без украшений.

- Ребята, а вам понравились старинные русские головные уборы? (Даааа) Он все такие разные и красивые! А вы хотите превратиться в таких же русских красавиц и богатырей? (даааа) А как же нам это сделать?

Настенька: - А я вам в этом помогу! (Настенька достаёт из корзинки подарок для детей)

Воспитатель: - Настенька, а что ты нам принесла в своей корзинке?

Настенька: - Вот вам мой подарок, ребята!

Воспитатель: - А что это такое ребята? Ребята, а это наши будущие кокошники и шлемы. Только посмотрите, чего же здесь не хватает? (показываю) 

Дети: «Узоров, украшений!»

Воспитатель: - Да, ребята! Давайте украсим для себя кокошник или шлем и превратимся в русских красавиц и богатырей! Давайте скажем большое спасибо Настеньке, попрощаемся с ней. Спасибо,  Настенька, спасибо дорогая за такие чудесные подарки!

Дети: «Спасибо! До свидания, Настенька!» (Дети прощаются)

Настенька: - Я теперь вас покидаю,

В свою сказку улетаю. До свидания! (Настенька машет рукой и уходит)

III. Практическая часть.

- А теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую! Сегодня мы с вами будем мастерицами и мастерами, и каждый украсит свой кокошник или шлем (Дети проходят в мастерскую, садятся за столы)

Вместе с детьми рассматриваем готовые образцы украшенных кокошников и шлемов.

- Внимательно рассмотрите, как украшены эти головные уборы.

Дети определяют, какими способами они украшены, какие материалы и техники применялись и т.д. и т.п.

- А теперь подумайте, как и чем вы будите украшать свои головные уборы.

- А пока подготовим к работе наши пальчики.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Как у деда Ермолая (две ладони перед собой)
Вся семейка небольшая: (кончики пальцев соединить)
Только сам, да сама, (показывают большие пальцы на обеих руках)
Только кум, да кума, (показывают указательные пальцы на обеих руках)
Да два сына с усами, (показывают средние пальцы на обеих руках)
Да две дочки с косами (показывают безымянные пальцы на обеих руках)
Да две внучки на печи (показывают мизинчики на обеих руках)
Уплетают калачи (руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз)

Раздаю детям заготовки из плотной бумаги или картона - силуэты кокошников и шлемов. Предлагаю рассмотреть их форму и подумать, какими узорами можно украсить эти головные уборы, какими дополнительными деталями можно их декорировать, какие материалы можно при этом применить, какие волшебные секреты при этом можно использовать.

В процессе занятия дети могут выполнять практические работы трёх типов:
- репродуктивные (повторение образца);
- репродуктивные с элементами творчества;
- творческие.

Вспоминаем вместе с детьми правила пользования бумагой и ножницами. Звучит запись фольклорного оркестра “Русь”,

Дети приступают к выполнению творческого задания. В процессе выполнения слежу за работой детей, при необходимости оказываю помощь в затруднительных ситуациях.

Можно расписать кокошники и шлемы фломастерами и цветными карандашами.

А можно использовать аппликацию из цветной бумаги и дорисовку фломастерами.

Для детей, которым тяжело украсить кокошник или шлем большого размера, предлагаю украсить головной убор для куклы (дать заготовку меньшего размера).

- Ребята, чуть не забыла! У меня есть красивая шкатулка, а ней лежит заморский подарочек для вас! (Достаю красивую шкатулку со стразами)

Дети украшают стразами свои работы.


V. Анализ работы

Дети примеряют украшенные кокошники и шлемы, выходят в центр зала.

- Ребята, а вы хотите пойти на праздник? Давайте его устроим! А какой же праздник без музыкальных инструментов? (вношу коробку с музыкальными инструментами, раздаю детям)

Звучит мелодия русской народной песни «Ах, ты берёза». Дети играют на музыкальных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, колокольчики)

VII. Итог занятия.

- Ребята, вы сегодня работали замечательно, все большие молодцы! Всем большое спасибо за работу! До свидания, до новых встреч в нашей волшебной творческой стране! (дети берутся за нить шара и выходят из зала)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”

        Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак»          Кукморского Муниципального района  РТ Домино...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда. Головные уборы"

Конспект логопедического занятия  по теме "Одежда. Головные уборы"....

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта...