Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»
учебно-методический материал (младшая группа)

Федорова Надежда Вячеславовна

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

                         Знакомство с русской избой.

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи :

Образовательные: ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, самовар);

Развивающие :·развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные ·воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Программные педагогические задачи: знакомить традиционно-бытовой культурой русского народа (мини музей «горница» «изба» «печь»); расширять активный словарь, развивать интерес к посещению «избы».

Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической формой речи.

Материал: предметы быта (чугунок, ухват, игрушки,) слоёное тесто, клубок, иллюстрация с изображением русской печки.

Словарная работа: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, самовар

Организация детей:  Бабушка Арина- хозяйка «избы» в русском одеянии-встречает детей, рассаживает их по лавкам, знакомится с ними

Используемая литература : Косарева В.Н «Народная культура и ее традиции»; издательство «Учитель»;

Тихонова М.В «Красна изба.. знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами ,бытом»;- СПб.: детство-Пресс,2004.

                                 Ход занятия

Вводная часть:(Н.В)Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей.

 (Н.В)Бабушка Арина: «Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь на лавочки поудобнее. Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.  Дети, я живу в деревянном доме, по-старому - в русской избе. (Ширма русской избы)

Основная часть: Посмотрите. Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку).(Теремок, Заюшкина  избушка, Маша и медведь, Колобок, Три медведя, Волк и семеро козлят)

Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. (Рассмотреть макет русской избы) За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей). Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь(иллюстрация с печкой) И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята. На ней я готовлю себе еду. А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты., на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.

Я очень люблю греться на печи.

 - Ой, ребята, слышите, кто-то жалобно мяукает.  Кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

кошка (игрушка).

Ребята, котик что-то хочет шепнуть мне на ушко…Он мне сказал, что очень хочет с вами поиграть

- Давайте с ним поиграем.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с игрушкой сидит на стуле, дети потихоньку ходят по залу, пока играет музыка. Как только музыка закончится, кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик). (2 раза)

Заключительная часть: (Настя.)- Ребята, вы, наверное, устали и проголодались. А хотите мы вместе испечём угощения в нашей печке?

Тогда сначала отгадайте загадку:

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

 (Бублик)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объедение!

(бублик)

Давайте поможем бабушке испечь бублики!

 (-Проходите дети к столу и начнем готовить бублики)

 Воспитатель раздает детям тесто, показывает, как катать столбик и замыкать два конца, проверяет, как дети поняли задание, удалось ли им подготовить по размеру формы.  Дети замыкают столбики в кольца и оформляют свои бублики.

Воспитатель: Ребята, давайте сложим свои бублики на поднос, и отправим в печку. А пока они пекутся, давайте поиграем. Вставайте все в круг.

Пальчиковая гимнастика «Я пеку»:

Я пеку, пеку, пеку (хлопаем в ладоши в одну сторону 4 раза),

Деткам всем по пирожку (то же в другую сторону),

А для милой мамочки, испеку два пряничка (пальцами обеих рук, показыв. 2)

Кушай, кушай, мамочка (показываем, как кушаем),

Сладкие два пряничка (пальцами обеих рук показываем цифру 2),

Я ребяток позову (зовём ребят),

Пирожками угощу (руки раскрываем в стороны).

Кушайте пожалуйста !( поклон)

Бабушка Арина:

Рефлексия: Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моём доме.  С чем мы познакомились? Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята. 

Вот наши бублики и готовы! Достает из печи румяные бублики и предлагает детям сказать спасибо всем гостям и отправиться в группу пить чай.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 86 Красносельского района

                                               Санкт - Петербурга

Конспект открытого занятия

Второй младшей группы №10

«Знакомство с русской избой»

                                                                     Воспитатели: Федорова  Н.В

                                                                      Соколова А.В

Санкт Петербург

2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «Знакомство с русской избой».

Материал: старинные предметы быта в доме Мишуковой Марии Васильевны. Дети узнают о новых предметах. изучают новые слова и знакомятся с историей и традициями родного народа....

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания я...

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предме...

Конспект занятия "Знакомство с русской избой".

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и де-вицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема руб...

Конспект занятия "Знакомство с русской избой"

Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любов...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...