Рабочая программа кружка "Волшебные ручки".
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Гендрих Светлана Петровна

Работа кружка "Волшебные ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»

____________________________________________________________

                 Рабочая программа кружка

                        «Волшебные ручки»

                        (старший дошкольный возраст)

                                                                                   

                                                                                                          Разработчики:

                                                                                                            Гендрих С.П.

                                                                                                      Куандыкова К.Л.

                                 

                                             

                       

                                        Омск, 2022г.

               

                     

 

                                 Содержание

страница

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1

   Пояснительная записка

3

2

   Цель и задачи кружка

4

3

   Планируемые результаты

4

4

  Педагогическая диагностика

5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1

Основные формы и методы работы

6

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1

   Срок реализации и режим работы кружка

6

2

   Предметно - развивающая среда

6

3

   Перспективный  план занятий с детьми

7

4

   Литература

14

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

       В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.

     Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, мех, скорлупу, листья, семена и другие природные материалы.

     Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт всестороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое и необычное.

   Работа с различными материалами, в ходе выполнения аппликации в нетрадиционной художественной технике расширяет возможности дошкольника в сферах эмоционального, физического и психического развития.

  Непосредственный контакт ребенка с бумагой различных типов, тканью и нитками, природным и бросовым материалом, элементарные опыты с ними позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность, а особенно ее нетрадиционные формы проведения, не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует развитию умственных способностей ребёнка, в частности, формированию логического и абстрактного мышления.

   Виды аппликации:

- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, цветок, животное и т.д.);

- сюжетная, отображающая те или иные события;

- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми  можно украсить различные предметы.

      Аппликация - это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

    Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

                             2. Цель и задачи кружка

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.

Основные задачи:

образовательные:

- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;

- усвоение правил безопасности при работе с ножницами.

воспитательные:

- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

развивающие:

- развитие творческой фантазии, эстетического и цветного восприятия;

- развитие мелкой моторики рук.

3.Планируемые результаты

В конце учебного года  дети приобретут навыки :

- использовать в работе приёмы аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;

- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

- аккуратно использовать материалы.

    В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цветовосприятие , образное мышление.

     И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.

4.Педагогическая диагностика

      Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Ф И ребенка

Навыки умения

Всего баллов

Уровень

1.Выкладывание  форм

 в определенной последовательности

(узор)

2.Выкладывание изображения

(предмет)

3.Владение техническими навыками

Итого по 3 параметру

намазывание

формы

наклеивание

аккуратность

Итого

Примечание: в показателе под номером 3 выставляется  только итоговый балл.

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.

Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество

Высокий уровень кол-во _____; ____%

Выше среднего кол-во _______; ____ %

Средний уровень кол-во _____; _____%

Низкий уровень кол-во ______; _____%

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.Основные формы и методы работы

     Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно – иллюстративный

(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

     В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                          1. Срок реализации и режим работы кружка

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (четверг), во второй половине дня. Продолжительность  занятия составляет 20 минут. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками.

Учебно-тематический план

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

32

Продолжительность занятия

20 мин

                               2. Предметно развивающая среда

Для занятий необходимы следующие материалы:

- цветной картон

-гофрированная бумага

- цветная бумага формат А4

- салфетки

- клеенки

- ножницы

- клей

- различный природный материал

- кисточки для клея

- ватные диски

- пластилин

- семена тыквы

- крупа пшено

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

                           3.Перспективный  план занятий с детьми

Месяц

    Тема

Содержание    занятия

Материалы,

оборудование.

Сентябрь    

Такая разная бумага «Из чего делают бумагу». (беседа)

Познакомить и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойств и качеств.

Картон, цветная, гофрированная бумага.

Скрутите кулёчек «Цветок»

Познакомить детей со способом скручивания из бумаги кулёчек.

Картон, цветная двухсторонняя бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Скатайте трубочку «Пирамидка»

Познакомить детей со способом скатывание трубочки. Сделать пирамидку  из трубочек.

Картон ,цветная бумага, клей карандаш, влажные салфетки. Образец.

Октябрь

Сложите оригами «Собачка»

Продолжать знакомить детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Развивать моторику.

Картон, квадрат, прямоугольник, черный карандаш, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец.

Аппликация модульная «Груша»

Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники обрывания. Развивать мелкую моторику рук.

Шаблон груши, цветная бумага, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец.

Аппликация из скатанных салфеток «Веточка рябины»

Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, закреплять красный цвет; развивать чувство композиции, продолжать учить наклеивать, дополнять композицию листочками. 

Белый картон  с обведённой веточкой, квадратики красной салфетки, готовые скатанные шарики из красной салфетки, вырезанные листики, клей карандаш, тряпочки для клея, влажные салфетки, клеёнки, тарелочки. Образец.

Аппликация накладная «Яблочко  румяное»

Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники многослойных изображений, наклеивая  детали друг на  друга в убывающем порядке.

Картон, шаблоны яблока разного размера, клей карандаш, влажные салфетки, клеёнка. Образец.

Ноябрь

Аппликация из листьев. «Осеннее дерево»

 Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.

Картон с нарисованным стволом дерева, засушенные листья, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

«Осенний букет» коллективная работа.

Познакомить детей с новым способом вырезания одинаковых силуэтов из цветной бумаги.

Лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, ножницы, клеёнка.

Аппликация из сухих листьев «Жар птица»

Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Цветной картон, засушенные листья, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Объёмная аппликация из полос ко дню матери

Познакомить детей с методом аппликации из полос бумаги, путём склеивания краёв. Формировать умение разрезать бумагу на полоски, соблюдать правило безопасности в работе с ножницами,

Цветной картон, с наклеенной вазой из цветной бумаги, 3 готовые серединки, клей карандаш, цветная бумага, клеёнки, влажные салфетки. Образец.

Декабрь

Объёмная аппликация «Снегири».

Формировать умение у детей оформлять птиц  снегирей; закреплять умение вырезать круг из квадрата путём срезания углов; наносить клей, приклеивать. Развивать чувство заботы о зимующих птицах.

Круги из картина красного цвета диаметр-10 см(тело), квадрат 6см на 6см(крыло) , полоска 5 см на 2 см(хвост), треугольник для клюва, клей ПВА, ножницы, кисти для клея. Образец.

Аппликация с использованием ватных дисков «Дед Мороз»

Формировать у детей способность создавать аппликацию с использованием ватных дисков; правильно располагать все части; наклеивать части с противоположной стороны. Развивать усидчивость.

Круг розового цвета диаметром 7 см, ватные диски 10 шт, половина круга красного цвета от диаметром 7 см. верёвочка, полоска белая 14 см на 1,5 см, 2 кружка для глаза – черного цвета, 1 кружок для носа – красного цвета,клей.

Карнавальные маски (очки).

Формировать у детей способность  оформления и украшение карнавальных масок (очки).

Шаблон очков из белого картона, цветная бумага, пайетки, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Аппликация накладная и обрывная. «Ёлочка- красавица»

Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлочки- хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды).

Картон, шаблон ёлочки, цветные салфетки, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

 Аппликацию «Снеговик».Подарок родителям к Новому году.

Формировать у детей способность  сделать  аппликацию «Снеговик».

Январь

Аппликация из ваты «Пушистый зайка». Совместная работа детей.

Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур.

Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка белого зайца. Образец.

Аппликация веером «Рождественский ангел»

Формировать умение гофрировать бумагу способом загиба бумаги на небольшие полосы чередуя вправо и влево, создавать аппликации из гофрированной бумаги. Развивать усидчивость, целеустремлённость.

Картон холодных синих тонов, бумага белая размером 10 см на 30 см, квадрат белой бумаги 7 см , крылья из белой бумаги вырезанные волнистыми ножницами, звёзды из фольги или пайетки, , клей ПВА, кисти для клея,  клеёнки. Образец.

Оригами «Лиса».

Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы -квадрат.

Цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Февраль

Аппликация из семечек «Ёжик»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации — вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. 

Картон, вырезанный силуэт ёжика, семечки, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Аппликация «Открытка папе».

Совершенствовать умение вырезать модули нужной формы по шаблону, красиво подбирать цветосочетание.

Картон, цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки.

Модульная аппликация «Птичка- невеличка».

Познакомить детей с  аппликацией из геометрических фигур.(круг)

Картон, цветная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки.

Март

Оригами «Цветок для мамы»

Познакомить детей с техникой - оригами. Формировать умение сгибать стороны кружка, к центру нижней стороны соединяя концы создавая треугольник. Развивать умение создавать композицию из готовых деталей. Расширять представление о предстоящем празднике 8 марта.

 Цветной  картон с  обратной стороны стихи для мамы с поздравлениями от детей. Кружки диаметром 3 см – 6 шт – ярких цветов дл я цветка, 2 кружка диаметром 3 см зелёного цвета для листьев, 1 зелёный стебелёк, клей ПВА, кисть для клея, тряпочки, клеёнки. Образец.

Квилинг «Дом на шариках»

Познакомить детей с техникой - квиллинг. Формировать умение у детей закручивать полоски в тугую спираль, склеивать концы полоски, украшать заготовками свою композицию. Закреплять цвета, чувство композиции, усидчивость, мелкую моторику.

Плотная бумага с наклеенным домиком и верёвками, полоски цветной бумаги шириной 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Аппликация из полос «Русские берёзки»

Познакомить детей с новой техникой аппликации из полос - путём соединения концов.

Картон голубого цвета, полоски цветной бумаги шириной 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

 Аппликация из семян тыквы. «Экзотические рыбки». 

Познакомить детей с аппликацией из семян тыквы. Учить детей наклеивать  на контуры рыбок,

располагая их в определённом порядке.

Шаблон рыбки, семена тыквы, клей ПВА, кисть для клея,  клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Аппликация из ваты «Кошка»

Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур.

Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, тарелка, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка белого котёнка. Образец.

Апрель

«Цыплёнок». Аппликация из крупы.       

Познакомить детей с аппликации из приклеивания  крупу на   готовый силуэт  (контур). На изображение цыплёнка приклеиваем пшено.

Вырезанный из картона силуэт цыплёнка – по 1 на каждого ребёнка, пшено, тарелка, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка цыплёнка. Образец.

Аппликация из цветной и гофрированной бумаги

«Ракета».     

 Познакомить детей с аппликации из гофрированной бумаги, научать детей вырезать прямоугольники, треугольники, полоски - детали ракеты, составлять из этих фигур композицию и приклеивать на картон.

Цветной картон, гофрированная бумага, ножницы, клей ПВА, кисть для клея,  клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Аппликация из ниток «Пасхальный кулич».

Познакомить  детей новому способу изображения. Формировать умение наклеивать ниточки на силуэт удобными способами. Развивать мелкую моторику, усидчивость, фантазию, воображение. 

Картон основа с нарисованными узорами, нитки шерстяные небольшие клубочки разных цветов, клей ПВА, кисть для клея . Образец.

Аппликация из ткани «Платье для куклы»

Познакомить детей с новой техникой - аппликацией из ткани.

Формировать умение правильно располагать части ткани для создания наряда, наклеивать ткань на основу, украшать. Развивать усидчивость, доводить работы до конца.

Картон основа для наклеивания непринуждённых тонов , вырезанное платье  и дополнительные части для склеивания на каждого ребёнка, клея ПВА ,кисть для клея, клеёнка. Образец.

Май

Аппликация из гофрированной бумаги «Гвоздики»

 Выполнять гвоздики из гофрированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

 Цветной картон, гофрированная бумага, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец.

Оригами «Необычный светофор»

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Формировать умение сгибать квадрат пополам по диагонали; загибать края у получившегося треугольника дополнять подрисовывая эмоции, Закреплять значение цвета у светофора.

Основа картон с чёрным силуэтом светофора. 3 круга диаметр 8 см (красного, жёлтого, зелёного цвета), клей карандаш, влажные салфетки, фломастеры, клеёнки. Образец. 
Схема.

Аппликация обрыванием «Полицейский»

Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью техники обрывания. Развивать мелкую моторику рук.

Раскраска полицейского, полоски бумаги синего, коричневого и зелёного цвета, цветные карандаши, клей карандаш, клеёнки, тряпочки. Образец.

Выставка для родителей.

Воспитывать веру в свои силы и возможности.

Развитие образного эстетического восприятия, желания самому создавать красивые поделки.

Июнь

Совместная работа детей на тему «Лето».

Закрепить умение работать в коллективе.

                                         4. Литература:

1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий.-М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016.- 64 с.

2. Соколова .С.В. Оригами для самых маленьких. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-64 с.

3. Румянцева.Е.А. Аппликация.Простые поделки/Екатерина  Румянцева-М.: АЙРИС-пресс, 2016.-128 с.

4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Сфера, 2008 г.

5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

6.Интернет ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...